На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фото-Мир и обо всем...

6 688 подписчиков

Свежие комментарии

Кем был гайдаровский Тимур за пределами книжных страниц?

Советские школьники любили читать. В мире без интернета, социальных сетей и онлайн игр, книга становилась для них главных источником знаний, верным товарищем, советником, учителем и приключением. Одним из наиболее любимых среди детей среднего школьного возраста произведений в те дни была история Аркадия Гайдара "Тимур и его команда".

На страницах превозносились вечные ценности и бессмертные идеалы, воспевалось желание помогать другим и оставаться Человеком даже в самую лихую годину, воспитывалось стремление быть ответственным и внимательным по отношению к чужим нуждам. Книга стала настолько востребованной, что мальчишки и девчонки хотели подражать ее героям. Они организовывались в команды и выходили на улицы городов. Там они творили добрые дела по мере своих сил.

Их было принято называть тимуровцами. Менталитет, сформированный с помощью талантливого писателя, помог целому поколению выдержать невзгоды военных лет. А после Великой Отечественной войны книга создала ориентиры, которые направляли ребят.

Естественно, ни один герой не появляется сам по себе. Некоторые писатели любят утверждать, будто увидели сюжеты своих книг во сне и их персонажи не имеют реальных прообразом. Это лукавство. Ведь даже во снах мы видим лишь отражение того, что встречали в действительности или нам кажется, что встречали. Поэтому будет правомерно и, бесспорно, очень интересно выяснить, кем же являлся Тимур вне литературы.

Писатель Рувим Исаевич Фраерман, лично знакомый с Гайдаром, в своих воспоминаниях отмечал, что подготовка к созданию культового произведения началась задолго до того, как оно появилось в печати. Более того, сам автор не осознавал этого.

Стоило выйти с Аркадием Петровичем на улицу и пройтись по окрестным дворам, как со всех сторон сбегались возбужденные, радостные мальчишки. Они болтали с ним о всяких пустяках, спрашивали, как им поступить, интересовались каким-то "постом", на котором паренькам приходилось по очереди стоять в рамках игр со старшим товарищем. А когда случалась беда, например, заболевал кто-то из соседей, Гайдар мог рассчитывать, что его бравая команда тут же бросится искать малиновое варенье или что-то еще. Сам писатель, когда Фраерман восхитился, как ловко его приятель играет с детьми, заявил, что он вовсе не играет, он так живет.

Исходя из этих свидетельств, а также полагаясь на исследования литературоведов, можно предположить, что прототипом Тимура стал сам Гайдар. В подростковом возрасте Аркадий Петрович попал в горнило революции. Ему было всего четырнадцать, когда он вступил в партию. А в семнадцать, после февраля 1921 года становится командиром 23 запасного полка в Воронеже, что можно считать своего рода рекордом. Молодому Гайдару приходилось брать на себя большую ответственность. Он буквально вынужден был стать героев, на которого могли равняться иные сверстники. Основой его личности стало желание помогать другим, делать большое дело ради общего блага. Все эти черты прослеживаются у смелого, предприимчивого, активного и сердобольного Тимура.

По личному признанию автора, именно подростковый возраст он считал самым важным в становлении личности. Причем речь шла не о семнадцати-восемнадцати годах, как мы привыкли говорить сегодня, а о двенадцати-четырнадцати. Именно тогда закладываются ориентиры и представления о хорошем и плохом, начинается самостоятельная жизнь, над которой более не властны взрослые, ложится на плечи первая серьезная ответственность. Каждый делает свой выбор и принимает наиглавнейшие решения.

Если вернуться к книге, то читатель может увидеть, что Тимур встает на путь добродетели и человеколюбия, а его антагонист Квакин вместе со своими друзьями, выбирает воровство, как способ безбедного существования. Это противопоставление делает положительные качества одного и отрицательные качества другого более яркими и показательными.

Таким образом, многое из того, что дети могут узнать из истории "Тимура и его команды" до определенной степени автобиографично. Конечно, присутствует на страницах авторский вымысел. Остается простор для его фантазии. Иногда желаемое выдается за действительное. А образы героев время от времени кажутся чересчур идиллическими и оторванными от реальности. Тем не менее, Тимур - это символ советского детства. Мальчик, познакомиться с которым было бы не лишним школьникам нового поколения. Ведь парни, как когда-то их отцы, деды и прадеды однажды утром поймут, что наступила пора понять, кем они являются и принять одно из главных в своей судьбе решений.

Каким оно будет? Найдут ли себя подростки двадцать первого века или заблудятся в виртуальной реальности, во многом зависит от окружающих их взрослых и книг, которые они предлагают им для чтения.

Картина дня

наверх