Беломорско-Балтийский канал стал первой великой стройкой страны Советов где использовался труд заключенных. Водный путь в 227 километров прокопали вручную за 20 месяцев в нечеловеческих условиях. Техническое чудо совершили заключенные - каналоармейцы, сокращённо з/к, отсюда современное "зэк". Точное количество строителей неизвестно до сих пор. Есть данные, что каждый день трудились по 100 тысяч человек. И погибали каждый день сотнями, если ни тысячами…
Официально:
Беломорско-Балтийский канал, канал, соединяющий Белое море с Онежским озером. Канал берёт начало у посёлка Повенец на Онежском озере и поднимается 7 ступенями до водораздельного бьефа (шлюзы 1—7 южного склона).
От 8-го шлюза начинается северный склон канала, включающий 12 ступеней (шлюзы 8—19) с крупными озеровидными бьефами (Маткоозеро, Выгозеро и др.). У г. Беломорска канал выходит в Белое море.
По сути принцип лестницы, камера наполняется водой и судно поднимется до определённого уровня, потом пройдёт в следующий шлюз поднимется ещё выше, ещё выше, до середины канала, когда придётся спускаться почти на 100 метров до самого Белого моря.
Трасса Беломорско-Балтийского водного пути
На ББК имеется 19 шлюзов, 15 плотин, 49 дамб, 12 водоспусков. Беломорско-Балтийский канал введён в эксплуатацию 20 июня 1933 г. Канал объединил водные пути северо-западной, а затем и центральной частей СССР с судоходными реками бассейна Белого моря - Северной Двиной, Онегой, Мезенью.
Шлюз №19 - выход с канала в Белое море
...Сдан был канал в эксплуатацию 2 августа 1933 года. Построили его в рекордно короткие сроки – за 20 месяцев. Братская могила длиною в 227 километров. Он в три раза больше Панамского и на 67 километров длиннее Суэцкого, в то время как Суэцкий строился 10 лет, Панамский – 28.
Ввод в эксплуатацию канала позволил исключить необходимость доставки природных ресурсов Кольского полуострова и Карелии к пунктам переработки далеким кружным путем в обход Скандинавского полуострова.
А началось всё осенью 1931 года.
...Глухие леса и болота Карелии от Повенца до Белого моря были разбужены небывалым шумом разворачивающейся стройки. Тысячи арестантов разного возраста, звания и происхождения, привезённые сюда в товарных вагонах со всей великой страны, под началом и охраной вооружённых людей рубили лес, строили бараки.
От Онежского озера до Белого моря пролегла широкая полоса взрытой земли. Работы начались сразу по всей трассе, поделённой на несколько участков. Кайло, один из основных инструментов, которым “зэки” прорубали канал. После 14-16 часов работы пальцы не разжимались, как будто прирастали к рукоятке.
Особенность беломорстроя: на отсутствие инвентаря даже пожаловаться нельзя было. Всё делали сами. От тачек до подъёмных механизмов из дерева и верёвок, были даже деревянные рельсы, по которым груз перевозили на площадках с деревянными же колёсами.
Ручной труд на грани физических возможностей. И даже если выдержишь всё это, никакой гарантии, что завтра не расстреляют. В таком месте, как Сандармох. Здесь в могилах - несколько тысяч человек.
Стройка канала находиласть в ведении ОГПУ — куратором стройки был сам начальник ГУЛАГа Матвей Берман, а непосредственно всеми работами руководил Н. А. Френкель — именно ему и приписывают идею повсеместного использования труда заключённых для работы на крупных народно-хозяйственных стройках.
Начальник работ Белморстроя Н. А. Френкель и другие руководители строительства.
Александр Солженицын писал:
"Впору было бы им выложить на откосах канала пять фамилий — главных подручных у Сталина и Ягоды, главных надсмотрщиков Беломора, пятерых наёмных убийц, записав за каждым тысяч по сорок жизней: Берман — Фирин — Коган — Френкель — Раппопорт”.
И это не просто преувеличение: согласно официальным данным во время строительства канала в БелБалтЛаге умерло в 1931 году 1438 заключённых (2,24 % от числа работавших), в 1932 году — 2010 человек (2,03 %), в 1933 году 8870 заключённых (10,56 %) из-за голода в стране и аврала перед завершением стройки.
Между тем, сами чекисты ничуть не стеснялись того, что они используют труд заключенных. Более того, чекисты даже гордились этим. Например, по инициативе тогдашних руководителей ОГПУ был организован коллективная поездка 36 писателей под руководством Максима Горького на стройплощадку, где в рабских условиях трудилось более 200 тысяч политзаключенных.
Итогом их поездки стала книга «36 писателей о Беломоро-Балтийском канале имени Сталина». Фотографии к книге сделал известный фотограф Александр Родченко — именно его фотографии и предлагаются вашему вниманию.
Петр Вайль писал:
«Никогда и нигде в истории мировой словесности не собирались вместе такие мощные литературные таланты. Среди 36 авторов книги «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина» — Алексей Толстой, Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров, Михаил Зощенко, Виктор Шкловский, Всеволод Иванов.
Они не просто приняли участие в пропагандистской акции, не просто подписали из-под палки казенную бумагу, они приложили все свое мастерство, чтобы разработать сюжеты и расцветить образы. Они описали просветленных каналоармейцев, восхищенных гуманизмом охраны, они нанизали метафоры, щедро рассыпали эпитеты и довели текст до стилистического блеска, отталкивая друг друга и забегая вперед.
По-честному надо было бы включать беломорские главы в собрания сочинений этих писателей: ничего литературнее никто из них не написал...»
Суть же книги кратко и емко выразил писатель Леонид Леонов:
«Может быть, самое ценное в системе Беломорстроя, а следовательно, ОГПУ—высокое искусство умно и строго щадить людей, предназначенных всем нашим гнусным прошлым для страшной и вот избегнутой роли человеческого утиля...»
Ему вторил Михаил Козаков:
«ОГПУ—это школа социального педагогизма. Благодаря ОГПУ каждый на своем месте может строить свободолюбивейшее социалистическое общество…»
А вот цитата из Александра Овдиенко:
«Я ошалел от увиденного достатка ударников-каналстроевцев. На больших блюдах под прозрачной толщиной заливного лежали осетровые рыбины. На узких тарелках купались в жире кусочки теши, семги, балыка. Большое количество тарелок были завалены кольцами колбасы, ветчины, сыра. Пламенела свежая редиска...»
(На самом деле, паек рабочего-ударника составлял 500 граммов хлеба в день и миска баланды из морских водорослей. Осетровые рыбины могли позволить себе на обед только начальники из ОГПУ.)
И уж совсем запредельным цинизмом отдают слова Льва Никулина:
«Высшая человечность и гуманность сделана чекистами—первыми строителями канала, и заключается она в прекрасной работе над исправлением человека».
И что самое потрясающее, все писатели прекрасно видели и знали, что канал строится на человеческих костях, но они считали, что именно так и надо поступать с «классовыми врагами».
В результате 36 писателей поведали читателям советской страны о необычайно высоких темпах роста социалистической экономики, об ударном труде производственников на сооружении канала, об ущербности европейско-американского капитализма, о героических усилиях чекистов по организации работ и по "перековке" заключенных. Ничего не говорится только о жестокости порядков, о голоде, о холоде, о гибели тысяч людей, унижении их человеческого достоинства.
“Это одна из наиболее блестящих побед коллективно организованной энергии людей над стихиями суровой природы севера. В то же время — это отлично удавшийся опыт массового превращения бывших врагов пролетариата-диктатора и советской общественности в квалифицированных сотрудников рабочего класса и даже в энтузиастов государственно-необходимого труда”.
Между тем, только Вячеслав Шишков наотрез отказался что-либо писать о Беломорканале. И власти, еще не вошедшие во вкус террора, не посмели тронуть писателя.
Вместе с писателями в лагерь "социального педагогизма" ОГПУ прибыла и агитбригада из артистов столичных театров.
Во время строительства канала администрация использовала различные методы повышения эффективности выполняемых работ: соревнование между бригадами, трудколлективами, шлюзами. Объявлялись всеобщие дни рекордов. Этому способствовала и изощренная пропагандистская кампания по восхвалению государственной пенитенциарной политики…
Могила филонов. Пропагандистская инсталляция в исправительно-трудовом лагере, - на дощечках написаны проценты выработки и фамилии "филонов" из числа заключенных. 1-й лагпункт, Беломоро-Балтийский канал, 1932 год.
Лазарь Коган, первый начальник Беломорстроя, вспоминал:
«Инженеры смущаются: срок мал, проект не готов, Карелия – страна болот, скал и валунов... Если дадите сотни полторы экскаваторов, десятков восемь паровозов, много десятков компрессоров, то, пожалуй, построим. Говорим инженерам правду: На это не надейтесь. Тот, кто выставляет обязательным условием сотни экскаваторов, паровозов и т. п., канал строить не хочет...»
Вот так ставился вопрос. По-большевистски.
Типичнейшим пропагандистским роликом был и художественный фильм "Заключенные" о быстром и чудодейственном превращении преступников в передовых строителей нового общества. По воспоминаниям одного из заключенных, на строительстве Беломорканала нередко выступали досрочно освобожденные "передовики", которые "по бумажке" читали заявления, подобные следующему:
"Я всю жизнь воровал, из тюрем не вылезал, и вот спасибо Советской власти, спасибо товарищу Сталину, которые научили меня честно трудиться и стать полезным человеком.
Я решил остаться в родной бригаде еще на месяц, чтобы доказать всем гадам, врагам народа, что никакие их вредительства не помешают нам, рабочему классу, успешно выполнить план и закончить великую стройку коммунизма — наш родной Беломорканал!
Я призываю всех не терять бдительности и разоблачать вредителей, которые и здесь притаились и хотели сорвать наши планы. Да здравствует товарищ Сталин! Да здравствует наш начальник стройки, товарищ Рапопорт!"
Ворота одного из лагпунктов на строительстве Беломорско-Балтийского канала.1932 г.
Максим Горький считал, что канал имел огромное экономическое и главным образом военное, стратегическое значение для СССР, в четыре раза сократив путь из Петербурга в Архангельск. Уже в 1933 году Беломорский канал позволил создать надежную защиту северных рубежей государства. До этого времени северо-арктическое побережье практически никем не охранялось и не было защищено от возможного вторжения. Первыми судами, прошедшими по новой водной трассе, стали именно военные корабли.
Александр Солженицын был иного мнения. «Сталину нужна была где-нибудь великая стройка заключёнными, которая поглотит много рабочих рук и много жизней (избыток людей от раскулачивания), с надёжностью душегубки, но дешевле её, – одновременно оставив великий памятник его царствования типа пирамиды», – писал он в «Архипелаге ГУЛАГ».
Поныне расходятся мнения, что же это такое, Беломорканал – большая братская могила, уникальное гидротехническое сооружение, буквально выдолбленное с большими жертвами в скальном грунте Карелии?
В национальном музее Карелии считают, о Беломорканале всё ещё известна только малая часть. Тут изучают рассекреченные фотографий архива НКВД, их около 7000. На фото из пропагандистской книги под редакцией Максима Горького женщины работают в начищенных туфлях. На черновых кадрах этого же снимка из архива обувь изношена почти в лохмотья. Советский фотошоп. Лица, кажется, тоже подкрасили, чтобы не поражала чернота от грязи.
А строили - они. И не комсомольцы, и не добровольцы....
Местные жители. Пополнить бригады "каналоармейцев" они могли без труда. За одно слово, иногда и даже не сказанное. Да многое еще за что...
Советская шутка: Кто строил левую сторону Беломорканала? - Тот, кто рассказывал политические анекдоты. - А правую? - Кто их слушал.
Иногда на строительство приезжало Начальство. Как их, одухотворенные идеями строительства всемирного коммунизма, лица отличаются от лиц строителей "настоящего светлого будущего".
"Без туфты и аммонала, не построим мы канала!" - говорили "каналоармейцы". Если план горел и сроки срывались, то положение можно было исправить объявив очередной ШТУРМ. Это значит, что вместо 14 часового дня нужно работать все 20 и, разумеется, без каких-либо выходных.
В светлом будущем, как в тяжелом настоящем, денежные средства хождения не имели. В тайге все равно ничего не купишь, да и баланду худо-бедно давали иногда. А что еще надо? Грамоту на стенку бригаде "ударников коммунистического труда".
Тем временем непроходимые таежные чащи стали редеть
А потом еще и копать от рассвета до заката
Пока не станет так:
А потом и строить…
Пока не станет вот так:
Нет сил, не катят тачку руки, не держит лопату рука? Духовой оркестр сыграет "Интернационал", боевой дух поднимется и вперед, в очередной трудовой бой, бесконечный, как путь к "светлому будущему".
Раз (пару сотен жизней на 1 кв. км канала)
Два (еще пару-другую сотен)
И готово!
И поплывут по водным магистралям страны советские корабли!
И вот уже видны очертания будущей гордости очередной сталинской пятилетки!
Митинг "каналармейцев" в день открытия.
За время Великой Отечественной войны канал как стратегически важный объект претерпел разрушения: южная его часть была полностью уничтожена. Также сильно пострадали инфраструктура канала (в частности маяки) и посёлок Повенец.
Произошло это потому, что во время войны западный берег канала был захвачен финнами. В 1944 году советская сторона взорвала 7 шлюзов Повенчанской лестницы. После завершения войны повреждённые объекты были восстановлены и канал был вновь введён в строй в июле 1946 года.
Сквозное судоходство на всём протяжении канала было восстановлено 28 июля. В 1950-х годах, после того, как 2 февраля 1950 года было принято Постановление Совета Министров РСФСР о капитальном ремонте и реконструкции гидросооружений ББК, начались работы по постепенной электрификации сооружений и механизмов канала.
В 1953 году в штат гидроузлов были включены электрики, к 1957 году в основном были завершены работы по электрификации гидроузлов на северном склоне канала, а в 1959 году все береговые и плавучие обстановочные огни были переведены на электропитание.
Значение Беломорско-Балтийского канала особенно возросло после ввода в эксплуатацию современного Волго-Балтийского водного пути в 1964 г. Пропускная способность канала и фактический объем грузоперевозок возросли в несколько раз.
В 1970-х годах была проведена ещё одна реконструкция канала. В ходе этой реконструкции гарантированная глубина судового хода была доведена до четырёх метров, и канал стал частью Единой глубоководной системы европейской части РСФСР. Непрерывная модернизация и реконструкция канала продолжается и сейчас.
Создание ББК дало жизнь Беломорску, а также другим городам региона от Белого моря до Онежского озера. После начала эксплуатации канала, в этом регионе России развилась промышленность, главным образом деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная. Также выросли новые города и поселения — Медвежьегорск, Сегежа, Надвоицы. Местечко Повенец стало большим портом, а Беломорск — важным промышленным центром.
Свежие комментарии