На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фото-Мир и обо всем...

6 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ирина52
    Похоже, автор напрочь позабыл, сколько раз пришлось страну отстраивать после двух мировых войн кряду. ...Я уже не гов...Как в СССР искали...
  • Элеонора Коган
    Да, дел он натворил немало, за то и получил по полной.За что был расстр...
  • Элеонора Коган
    А что стало с его семьёй?За что был расстр...

ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ НА РУСИ

Гандаберунда (санскрит: गण्डभेरुण्ड gaṇḍabheruṇḍa) является двуглавой птицей ведийской (индуистской) мифологии (XVI век до н.э.). Считается, что она обладает магической силой. Имя этой птицы состоит из двух слов — Ганда (сильный), Берунда (двухголовый).

Двуглавый орёл как символ военной мощи государства и его правителя известен с глубокой древности. Эта фантастическая птица под именем Гандаберунда впервые упоминается в древних канонических текстах индуизма. На дравидийском языке каннада ганда — сильный, берунда — двухголовый. В Вишну-пуране рассказывается, что бог-воин Вишну превращался в Гандаберунду, когда обычного оружия, которым он владел, оказывалось недостаточно и требовалось проявить фантастическую силу: двуглавый орёл легко мог поднять в каждой лапе и клюве по слону или льву. Интересно, что такое изображение Гандаберунды сохранилось не только на средневековых монетах, но и на барельефе храма Рамешвар в индийском г. Келади, который построен в XVI веке, а также в гербе королевства (княжества) Майсур, где Гандаберунда держит в каждой лапе по слону.

Гандаберунда известен и в качестве эмблемы династии королей Майсура — Водеяров, на ряде золотых и медных монет могущественной империи Виджаянагар (юг Индии) XIII—XVI вв., а в наши дни — в гербах штата Карнатака, г. Майсур, его университета и др.

Гандаберунда воспринимался индийцами не только как символ бога-воина Вишну, его высшей власти и военной силы. Как аватар (воплощение) Вишну он символизировал также соблюдение принципов дхармы (дисциплины и порядка). Видная индийская исследовательница из Бангалора доктор философии К.Л. Кэмэт в книге «Prani Parisara» (о животных в индийской скульптуре) писала, что Гандаберунда выражает также идеи плодородия и могущества, причём в последней отражается в первую очередь военная семантика, военная составляющая этой геральдической фигуры. Другие истоки военной семантики Гандаберунды связаны с представлениями индусов о Вишну-воине, который, как упоминается в брахманах, не только «совершает подвиги на благо угнетённых и притесняемых», но и играет «решающую роль в битве богов и асуров»1. В одной из четырёх рук он держит чакру — диск, оружие сверхъестественной силы, напоминающее бумеранг, в другой — раковину, издающую звук, вселяющий ужас в противника, в третьей — булаву, в четвёртой — лук. Именно поэтому «его считают охранителем и защитником»2, обладающим бесстрашием, необыкновенной силой и непобедимостью. Для достижения победы Вишну способен перевоплощаться в многочисленный арсенал аватаров, один из которых — двуглавый орёл демонстрировал невиданную мощь и силу.

В буддизме двуглавый орёл символизировал силу и власть Будды, в мусульманском мире — высшую, в том числе военную, власть султана, который представлялся как богатырь-воин, отличавшийся храбростью, решимостью, волей к победе и воинственностью.

Изображение двуглавого орла как герба Священной Римской империи относится к XV веку. Тогда и сформировался так называемый германский стиль двуглавого орла, отразивший германский менталитет. Крылья «германского» двуглавого орла воинственно подняты вверх, между маховыми перьями помещаются фады — нитевидные перья, лапы у орла мощные, широко расставлены, а пальцы и когти вырисованы с гротесковым натурализмом. Клювы хищнически открыты, языки далеко высунуты. Хвост — вычурный, декоративный. Весь облик орла устрашающ и яростен. В этом стиле двуглавых орлов изображали и великие немецкие художники эпохи Возрождения — А. Дюрер, Г. Бургмайер и А. Альтдорфер.

1883_thumb%255B23%255D

На Руси двуглавый орёл в качестве государственного символа появился, как считают многие исследователи в годы правления Ивана III (1440—1505), женившегося на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог в 1472 году. Династической эмблемой Палеологов служил двуглавый орёл, поэтому его заимствование, как полагали В.Н. Татищев и Н.М. Карамзин, демонстрировало преемственность православия и высшую власть Ивана III — великого князя «всея Руси». Памятником, подтверждающим это, можно считать печать из воска, привешенную к грамоте, данной Иваном III своим племянникам в 1497 году. Иную версию высказали сначала американский историк Г. Эйлиф4, а затем и российский историк В.А. Кучкин5, которые установили, что печать 1497 года изготовлена немецким гравёром в 1490 году в связи с заключением договора между Москвой и Священной Римской империей, направленного против польского короля. Так или иначе, но отметим одну важную деталь: двуглавый орёл на печати стилистически идентичен византийскому, а не германскому образцу. Видимо, это и хотел подчеркнуть Иван III, когда утвердилась официальная формула «Москва — третий Рим, а четвёртому — не бывать».

И хотя за годы своего бытия на русской земле двуглавый орёл обрусел, социальные представления о нём долго сохраняли византийский характер. Он понимался, прежде всего, как символ великой и могучей державы, символ высшей власти императора, данной от Бога, символ евразийского единства России. Изображение двуглавого орла на оружии считалось не только оберегом, но и своеобразным талисманом, обеспечивавшим успех и победу в бою владельцу оружия. Вот почему оно стало в России весьма популярным в среде военных, и мы можем увидеть его на многочисленных предметах начиная с XV века, особенно на холодном и огнестрельном оружии.

До Петра I орёл в своих лапах держал разные предметы, начиная с Евангелия, православного креста, кончая скипетром, державой, копьём и мечом, который изображался как коротким, так и длинным. Это усиливало военную символику российского герба, поэтому и после Петра I иногда в лапах орла тоже изображали меч, а иногда и шпагу. Забегая вперёд, отметим, что в составе Большого Государственного герба Российской империи, утверждённого в 1882 году, изображались архистратиг Михаил с пламенеющим мечом — главный покровитель воинства, архангел Гавриил с копьём, девиз «С нами Бог!», а также шлем святого великого князя Александра Невского, венчающий гербовый щит, что существенно усиливало его военную семантику.

clip_image001

Двуглавый орёл в Шумере, Вавилонии, у хеттов

Двуглавый орёл как символХеттского царства. Реконструкция по рельефам изХаттусы

Вероятным предшественником «двуглавого орла Византии» является «двуглавый орёл Хеттского царства». При раскопках столицы Хеттского царства — Хаттусы (XIII век до н. э., совр. Богазкёй) — было обнаружено изображение двуглавого орла на цилиндрических печатях, орёл держал в лапах двух зайцев. Двуглавые орлы были найдены на стенах монументальных сооружений других городов хеттской цивилизации[1].

Науке не известны ни имя, ни легенда «двуглавого орла» в хеттской мифологии. Можно утверждать, что «хеттский двуглавый орёл» имел предшественника в лице шумеро-вавилонского орла Анзу, которого иногда изображали двуглавым.

Анзу был божеством бури, молнии — в шумеро-аккадских легендах сказано, что Анзу даже на некоторое время захватил «таблицы судеб» и стал самым сильным богом, но всё же он был побеждён «богом войны» Нинуртой — во время битвы Нинурта разбил Анзу голову и тот стал двухголовым (хотя чаще Анзу изображали с одной головой). После победы Нинурта взял Анзу в качестве своего символа-герба; изображение Анзу помещали на знамёнах Шумера[3]. Наиболее ценным ювелирным изделием Шумера считается подвеска в виде Анзу (птица с головой львицы) — она сделана из золота и лазурита.

Поздний Ближний Восток

Двуглавый орёл сохранился и в Средние века, и в Новое время в том регионе, откуда предположительно и происходит. В частности, он встречается в Армении, например, на флаге княжеского рода Мамиконянов и на гербе государства.

Двуглавый орёл был расположен на флаге турок-сельджуков начиная с правления Тогрул-бека. Его использовал Конийский султанат (или Иконийский султанат, или Румский султанат, или Сельджукский султанат) — феодальное государство в Малой Азии, просуществовавшее с 1077-го по 1307-й годы[4].

Золотая Орда

Сохранилось некоторое количество монет Золотой Орды, отчеканенных во времена правления ханов Узбека (1283—1341 гг.) и Джанибека (ум. 1357 г.), с изображением двуглавого орла, а также несколько монет, отчеканенных во времена правления хана Азиз-Шейха (1365—1367 гг.), с изображением двуглавого орла, помещенного в центре так называемой «Звезды Давида.

Иногда встречаются утверждения, будто двуглавый орёл являлся золотоордынским государственным гербом. Однако, герб, как правило, ассоциируется с государственной печатью. В Золотой Орде двуглавый орёл встречается на монетах с конца XIII по вторую половину XIV века. Наиболее ранними считают двуглавых орлов на медных фоллариях монетного двора Сакчи (район Дуная) с изображением тамги беклярибека Ногая (1235—1300). К настоящему времени не сохранилось в подлиннике ни одного официального документа (ярлыка) с печатью Узбека, Джанибека или Азиз-шейха, но сохранилась тамга Ногая с двуглавым орлом. На сохранившихся ярлыках двуглавый орёл не обнаружен.

История в Европе

Византия

На знаменах «турок-сельджуков» красовались дракон, лев и двуглавый орёл в знак побед соответственно над китайцами, персами и византийцами. Весьма характерно, что этот ряд символов представляет скорее духовные, нежели государственные эмблемы. В Византии двуглавый орёл изображался на гербе последней династии Палеологов, правившей с 1261 до 1453 года.

Западная Европа

Наиболее раннее из известных в Западной Европе изображений двуглавого орла датируется 1180 годом и помещено на печати графа Людвига I фон Саарвердена. Как государственная эмблема Священной Римской империи двуглавый орёл был принят при императоре Сигизмунде в 1434 году или незадолго до этой даты. Орёл изображался чёрным на золотом щите, с золотыми же клювами и когтями, головы окружались нимбами. В новейшее время его венчали коронами, а в лапы поместили скипетр и меч (в правую), и державу (в левую).

Балканы

Двуглавый орёл был гербом Неманичей в Сербии (XII—XIV вв.).

Восточная Европа

С XIII века двуглавый орёл становится гербом Черниговского княжества, а в XV веке — Тверского и Московского княжеств.

Иоанн III и Философский камень

Известно, что Иоанн III был неравнодушен к западным специалистам, которых русские эмиссары ангажировали по всей Европе. Из истории мы хорошо знаем об итальянских архитекторах Аристотеле Фиораванти, строителя Успенского собора, и Пьетро Антонио Солари, строителя нескольких кремлевских башен.

clip_image008

Известно, что все западные строители того времени состояли в цехах, которые, по сути, представляли собой тайные закрытые общества. Очень многие сообщества строителей на Западе использовали символику двуглавого орла. Не исключено, что Иоанн «позаимствовал» знак именно у экспатов-архитекторов.

Кроме того, двуглавый орел в качестве символа широко использовался и в модной тогда алхимии. У алхимиков он символизировал Философский камень, а также сам процесс его получения, который называется Magnum Opus, или «Великое Делание».

Так как при дворе Иоанна III было много иностранцев, то, вероятно, кто-то из них практиковал алхимические опыты. Например, лекари, аптекари, которые, как известно, поголовно в те времена были увлечены получением Философского камня. От них и мог московский государь перенять «волшебный символ» в качестве личной печати.

Картина дня

наверх