"Вий" называют первым советским фильмом ужасов. И действительно те сцены, где Панночка летает в гробу и другими путями пытается добраться до Хомы Брута, были действительно страшными. Вот только сцена, где появлялся главный ужас - собственно Вий, вызывает улыбку и недоумение. Но это не вина режиссёров, по их замыслу Вий был совершенно другим. Более того, если бы им дали снять то, что они задумали, то у нас был бы первый эротический фильм ужасов
Мосфильм, 1967, Кадр из х/ф "Вий", реж. К. Ершов и Георгий Кропачёв
Но обо всём по порядку.
Идея экранизация повести Николая Васильевича Гоголя "Вий" принадлежала Пырьеву. Но из-за занятости он решил доверить режиссуру двум начинающим режиссёрам Константину Ершову и Георгию Кропачёву.
Первое что сделали молодые режиссёры, это стали искать эротические подтексты в повести Гоголя. К примеру, полёт ведьмы на Хоме, они интерпретировали как сексуальную метафору. "Панночка, легко ступая по земле, манит за собой Хому, снимая с себя одежду. Околдованный ею, он следует её примеру. Панночка зовёт Брута за собой, и он послушно идёт. Когда же они, наконец, приближаются друг к другу, Хома хватает её за волосы, и они поднимаются в небе". Начинающие режиссёры решили так интерпретировать полёт, описанный в повести. И что именно это имел в виду Гоголь.
Режиссёрские эскизы Георгия Кропачёва
Но Пырьев, просмотрев отснятые сцены, распорядился прекратить самовольничать и снимать именно то, что написано в повести, более сдержано, безо всяких эротических интерпретаций. Как молодые режиссёры не упрашивали дать им снять их видение, это было бесполезно. В итоге, только в конце этой сцены, можно с большим трудом предположить о каком-то сексуальном подтексте всего полёта.
Мосфильм, 1967, Кадр из х/ф "Вий", реж. К. Ершов и Георгий Кропачёв
Леонид Куравлёв и Александр Птушко на съёмках фильма "Вий", Мосфильм, 1967 год
Режиссёрские эскизы Георгия Кропачёва
За его образ Ершов и Кропачёв боролись до конца. Ведь появление Вия они воспринимали как главную метафору фильма. Вот каким видели его молодые режиссёры
Режиссёрские эскизы Георгия КропачёваВ Вия должен был превратиться сотник, отец Панночки, появившись в церкви из земли, пробивая пол И именно такому персонажу должны были поднимать веки эта всевозможная нечисть. Убитый горем отец и самое страшное чудище – один и тот же персонаж. Этим режиссёры хотели показать, насколько относительны понятия добра и зла. Режиссёрские эскизы Георгия Кропачёва Но эта метафора не понравилась ни Пырьеву, ни Птушко. И в итоге Александр Птушко сам берётся за изготовление главного чудища фильма.
Александр Птушко за изготовлением костюма "Вия"Костюм перешивали десятки раз. Итогом стал образ, который мы все видели в фильме: гипс, мешковина, паутина, корни деревьев в качестве рук и ёлочные игрушки вместо глаз. Этот костюм весил более центнера. Поэтому одевать в него пришлось настоящего атлета – силового акробата Николая Степанова. Вот только когда это чудище появляется в фильме, он, по мне, перестаёт быть страшным, а становится скорее смешным. Ведь этот Вий вызывает не ужас, а улыбку
Свежие комментарии