На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фото-Мир и обо всем...

6 687 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Акулов
    А.Флеминг открыл пенициллин только в 1928 г. Сифилис в прежние эпохи лечить не могли... В "Хрони...Как хозяйки борде...
  • Виктор Иванов
    Рой Медведев – типичный диссидент-гуманитарий левого толка. Историк по специальности и яростный разоблачитель сталини...Антигерой Советск...
  • саша дмитренко
    огромная  заслуга  ельцина  уничтожение  власти  кпсс!!!!!!  а  его  беда-  как  коммунист  он  умел  только  разруша...Леонид Брежнев и ...

О неземной любви Жанны Эбютерн и Амедео Модильяни

Поклонники творчества Анны Ахматовой, должно быть, наслышаны о любовной истории поэтессы и парижского художника Амедео Модильяни. Но немногие знают о Жанне Эбютерн — самой преданной возлюбленной художника, которая подарила ему путь к славе и которая умерла, не сумев без него жить.

«Вероятно, мы оба не понимали одну существенную вещь: все, что происходило, было для нас обоих предысторией нашей жизни: его — очень короткой, моей — очень длинной», — писала известная поэтесса Анна Ахматова об Амедео Модильяни, необычном художнике из Парижа, ошеломительная слава к которому пришла об руку со смертью.

Ахматова познакомилась с Модильяни в Париже, когда ей было 20 лет, а ему — 26. Модильяни до всемирного признания ждал долгий и тяжелый путь. Художник разглядел в Ахматовой колдунью, способную предчувствовать события и читать чужие мысли, а она увидела в нем проклятого, отверженного и невероятно прекрасного гения, чья судьба никогда не будет обычной. Отношения художника и поэтессы наложили большой отпечаток на жизни и творчество друг друга, но этой истории было суждено закончиться практически не начавшись.

Обнаженная женщина (Анна Ахматова) - 1911г.

Женщина, лежащая на кровати (Анна Ахматова) - 1911г.

Амедео Модильяни родился 12 июля 1884 года в Ливорно (Италия). Мать Модильяни была высокообразованной женщиной, которая зарабатывала на жизнь преподаванием французского языка и переводами. Романтическая натура матери повлияла на мировоззрение ребенка, и уже в юном возрасте Модильяни знал наверняка: он, без сомнения, будет художником! В Италии Модильяни с большим интересом изучал античное искусство и искусство эпохи Возрождения. Всё это время родители будущего художника поддерживали его начинания так же, как и поддержали решение Модильяни переехать в Париж — рай для художников, поэтов и музыкантов, притягивающий богему. Искусство здесь рождалось, умирало и возрождалось снова, гении признавались, и имена то и дело становились знаменитыми…

Модильяни переехал в Париж в 1906 году и со свойственным ему рвением сразу же погрузился в новый творческий мир. К сожалению, денег художнику всегда не хватало: зарабатывать живописью в Париже было трудно, а средств, присланных матерью, едва хватало на сытный обед и основные нужды. Вскоре Модильяни снял небольшую мастерскую на Монмартре. Он много писал — и безбожно растрачивал все остальное время. Но Модильяни везло, в его жизни встречались люди, которые становились близкими друзьями художника, выручали его и помогали развивать свой талант. Одним из таких людей был Поль Александр, молодой врач, полюбивший картины художника. Он лично скупал множество картин Модильяни, а также организовывал для художника заказы на портреты. В 1909 году, опять же с помощью Александра, картины Модильяни были представлены публике на выставке в Лондоне и заслужили весьма одобрительные отзывы.

Как известно, Модильяни вел богемную жизнь, его знали как завсегдатая баров и привычного участника драк. Количество женщин Модильяни поражало всех его знакомых: среди них были как простушки, так и эффектные роковые красавицы — никто не мог отказать ему, несмотря на ошеломляющую бедность художника. Модильяни говорил, ухмыляясь, что прежде чем написать портрет женщины, нужно хотя бы раз с ней переспать. «А как бы я иначе смог изобразить загадочные ритмы женского тела? Чувственность в живописи так же необходима, как кисть и краски, без нее портреты получаются вялыми и безжизненными».

В 1915 году Модильяни сошелся с женщиной такой же эксцентричной, как и он сам. Беатрис Хастингс (настоящее имя Эмили Элис Хей) была британской поэтессой и писательницей, увлекавшейся теософией и мистицизмом. Она поселилась на Монмартре неподалеку от студии Модильяни, и вскоре разгуливали по улицам Парижа, собирая все взгляды прохожих. Беатрис, хотя и одевалась по-английски элегантно и сдержанно, но имела обыкновение добавлять к своему костюму яркую деталь вроде причудливой шляпы или корзинки с живой уткой в руке. Наряд ее кавалера представлял собой живописные лохмотья, которые были когда-то добротным костюмом из бархата.

Беатрис Хастингс в Париже, 1918 год.

Пара была знаменита не только примечательным внешним видом — эпатаж был лейтмотивом их отношений. Беатрис могла дать фору художнику и по части выпивки, и по темпераментным выходкам.
Об этом она оставила письменные свидетельства: «Дэдо обычно приходил пьяный и бил стекла, пытаясь войти в дом. Если в это время я и сама бывала пьяной, начиналась жуткая сцена, — вспоминала Беатрис в своих записках. — Однажды у нас произошло целое сражение, мы гонялись друг за другом по всему дому, вверх и вниз по лестнице, причем его оружием был цветочный горшок, а моим длинная метла. Вслед за тем он сокрушил наружные ставни, что уже самым непосредственным образом заинтересовало домовладельца, который несколько ночей подряд стоял на страже своей собственности и теперь решил обеспечить мой покой. Как я была тогда счастлива, в этой хижине на Монмартре!»

Удивительно, но эта своеобразная связь продлилась почти два года. За это время Модильяни написал немало портретов своей возлюбленной, хотя по ним сложно заподозрить художника в любви к своей модели. Он изображал ее не особо привлекательной женщиной со злобными глазами и чопорно поджатыми губами, хотя на сохранившихся фотографиях Беатрис выглядит более чем миловидно.

Следующей задокументированной пассией Амедео была Симона Тиру — студентка из Канады, подрабатывавшая моделью у художников. Они познакомились в молочной лавке, где он расплатился за ее покупки своим рисунком. Симона стала ему позировать, а потом и вовсе переехала к художнику.

Было в Модильяни что-то такое, что заставляло женщин терять голову и писать ему такие строки с просьбой о примирении после расставания: «Клянусь головой моего сына, который для меня — все, что я далека от какой бы то ни было хитрости. Но я Вас слишком любила, и я так страдаю, что умоляю Вас об этом, как о последней милости… Мне просто хотелось бы немножко меньше ненависти с Вашей стороны. Умоляю Вас, взгляните на меня по-доброму. Утешьте меня хоть чуть-чуть, я слишком несчастна, и мне нужна только частица привязанности, которая бы мне так помогла».

Портрет женщины с рыжими волосами

Ребенок, которого упоминает Симона в письме, мог быть сыном Модильяни, хотя он категорически это отрицал. Когда она умерла от туберкулеза всего через год после смерти художника, мальчика отдали на усыновление. Женщина, которая помогала найти приемную семью, спустя несколько лет получила фотографию ребенка, поразительно похожего на Модильяни, но фото было без каких-либо подписей. Признанная дочь художника Жанна Модильяни считала ребенка Симоны Теру сыном художника, о чем упоминала в своей книге «Модильяни: человек и миф».

Тем не менее, несмотря на богемную жизнь Модильяни, настоящая любовь посетила и его: в 1917 году художник познакомился с Жанной Эбютерн — 19-летней студенткой Академии Коларосси. Эта девушка стала верной спутницей, главной моделью, безграничным вдохновением Модильяни и матерью его детей.

Познакомились Эбютерн и Модильяни в Академии Коларосси: она была студенткой, а он время от времени посещал занятия. Эбютерн как юную художницу и натурщицу Модильяни представил скульптор Ханна Орлофф (в то время студенты зарабатывали позированием, и представлять студентов скульпторам и художникам в качестве моделей было стандартной практикой). Так начался их роман. Эбютерн стала любимой натурщицей талантливого художника, его верной спутницей и самым верным другом.

Портрет Жанны Эбютерн в шляпке

Жанна Эбютерн родилась в 1898 году в Париже, в семье католиков. Отец девушки был простым человеком, работающим в универмаге, а ее брат Андре Эбютерн буквально бредил богемой и мечтал стать знаменитым художником. Именно он ввел Эбютерн в творческий мир Монмартра. И художники, и поэты — все были очарованы красотой юной, хрупкой и талантливой девушки. Долгое время Эбютерн была натурщицей у Цугухару Фудзиту, но быть моделью не было ее призванием. Эбютерн тоже хотела писать картины, хотела стать художником, хотела построить блестящую карьеру… С таким настроем юная красавица поступила в Академию Коларосси. К сожалению, стать великой художницей Эбютерн не было суждено, зато в стенах Академии она повстречала свою великую любовь, которую пронесла в себе до последнего вздоха.

Любовь Эбютерн и Модильяни закружила молодых людей, как вихрь. Лицо девушки вновь и вновь появлялось на полотнах Модильяни (в общей сложности Модильяни изображал Жанну более 25 раз). Вдохновленная искусством любимого, она и сама делала успехи в творчестве. Страстные встречи в мастерской быстро переросли в твердое желание жить вместе, и Эбютерн, вопреки своим родным, переехала к Модильяни.

Что касается родителей девушки, то они были всецело против связи Эбютерн с харизматичным и бунтарским художником. Во-первых, до них то и дело доходили слухи о разгульном образе жизни Модильяни, а во-вторых, художник был евреем, и глубоко католические родители девушки не хотели, чтобы она связывала с ним свою судьбу. Но на удивление всем, Эбютерн проявила такую решительность и стойкость духа, которой никто от такой скромной, тихой и мягкой девушки не ждал. И правда, в этой юной красавице жили две противоположности: безропотная, застенчивая молодая девушка, вспыхивающая от одного пристального взгляда на нее, и сильная, волевая женщина, на долю которой обрушилось столько страданий, сколько многим женщинам и не снилось. Ведь, как и все гении, Модильяни обладал сложным характером, и девушке не раз приходилось терпеть от него обиды, грубость и предательство. Но и в самые сложные минуты именно Эбютерн оставалась для Модильяни единственной опорой, единственным настоящим другом.

Южная Франция

Осенью в 1918 году молодая пара переехала из Парижа в Ниццу. В те месяцы над Парижем нависла угроза вторжения немецких войск, кроме того, влюбленные надеялись, что теплый климат окажет благотворное влияние на здоровье художника, которое давало трещину. Как известно, еще в раннем детстве Модильяни перенес плеврит и тиф, с годами здоровье художника только все больше ухудшалось: конечно, бедность и страсть к алкоголю внесли свою лепту. Но, несмотря на слабое здоровье, Модильяни стал ключевой персоной в богемном мире Монмартра, его даже называли последним истинным представителем парижской богемы.

В Ницце Эбютерн родила девочку, которую родители назвали в честь матери. Для Эбютерн это были настоящие мгновения счастья. Тем временем, картины Модильяни по-прежнему оставались в тени. Он писал для себя, писал портреты на заказ, которые так и не были оценены большинством заказчиков: не многим удавалось прочувствовать атмосферу работ Модильяни, нащупать его изюминку. В те годы наибольшей популярностью пользовалось такое направление, как кубизм, востребован был Пикассо, а уникальные картины Модильяни, не похожие на работы ни одного другого художника, все чаще вызывали лишь недоумение. Однако многие коллекционеры быстро разглядели в художнике потенциал, они видели ситуацию наперед, предчувствовали успех и ждали благоприятного момента для заключения сделки.

Портрет Пабло Пикассо

Весной следующего года Модильяни и Эбютерн вновь вернулись в Париж. Вскоре Эбютерн поняла, что снова беременна. Пара решила обручиться, но стремительно ухудшающееся здоровье художника разрушило все планы. Модильяни осознавал серьезность своей болезни, но словно не верил в нее, не мог ее принять. Слабость, удушающий кашель и обмороки оставались за пределами духовного мира Модильяни, где-то там, с телесной оболочкой, которую он не ценил. Блеск в его глазах по-прежнему был неиссякаем и поражал любого, кто вглядывался в красивое лицо художника. Несмотря на слабость, Модильяни продолжал творить и, конечно, посещать бары, ввязываться в стычки, забываться в вине… И совсем не удивительно, что туберкулез прогрессировал с поразительной скоростью…

В один из морозных дней середины января 1920 года после одной из попоек Модильяни не дошел до мастерской и после ночи, проведенной на улице, заболел нефритом. Состояние его стремительно ухудшалось в течение нескольких дней. Художника привезли в больницу, где 24 января он умер от туберкулезного менингита.
Утром 25 января Жанна пошла в больницу, чтобы в последний раз увидеть умершего возлюбленного. Она долго стояла у тела Модильяни в полной тишине и так же молча отошла от него, не отрывая от него глаз. Отец убедил ее поехать после случившегося в родительский дом, где за ней могли бы присматривать. Там Жанна все также продолжала хранить молчание, не проронив ни слезинки. В течение всей ночи брат Андре наведывался к ней в комнату и всякий раз обнаруживал Жанну стоящей в задумчивости у окна. В 4 часа утра она выбросилась из этого окна — окна пятого этажа, забрав вместе с собой жизнь их второго с Амедео ребенка, который вот-вот должен был родиться.
Модильяни хоронили 27 января на еврейском участке кладбища Пер-Лашез при большом стечении народа: его друзей, деятелей искусства и простых жителей Парижа. Как это бывает и по сей день, смерть художника вызвала повышенный интерес и его творчеству и спрос на его картины: ушлые дельцы старались скупать работы за бесценок, пока цена не начала расти.

Говорят, что перед самой смертью Модильяни предложил своей любимой присоединиться к нему в другом мире, чтобы они вдвоем, вместе, могли наслаждаться вечным блаженством. Обезумевшая от горя и тоски, не видящая своей жизни без Модильяни, Эбютерн покончила с собой, выбросившись из окна родительского дома. Несчастная девушка была на 9 месяце беременности.

Портрет Жанны Эбютерн

Автопортрет

Похороны Жанны проходили на следующий день в обстановке практически полной секретности: на отдаленном кладбище Банье, в присутствии лишь ближайших родственников. Ее семья винила Модильяни в смерти своей дочери и была категорически против того, чтобы Амедео и Жанну хоронили рядом друг с другом. Но 10 лет спустя по настоянию родственников художника останки Жанны Эбютерн были все-таки перевезены на кладбище Пер-Лашез и перезахоронены рядом с ее возлюбленным.

Лежащая обнаженная со спины

Стоящая оюнаженная

Лежащая обнаженная

Сидящая обнаженная

Сидящая обнаженная с каралловым ожерельем

Трагическая история любви, которая продлилась всего два с половиной года, оставила заметный след в искусстве в виде нескольких десятков картин Модильяни с изображением Жанны Эбютерн. А в 2004 году режиссер Мик Дэвис снял художественный фильм «Модильяни» с Энди Гарсией в главной роли.

Жанна Модильяни, оставшись сиротой в возрасте всего 14-ти месяцев, отправилась на родину отца в Италию. Как и Амедео, она провела детство в Ливорно в семье своих бабушки и дедушки, а официально ее удочерила тетя — сестра художника. Жанна окончила факультет истории искусств во Флоренции. Во время Второй мировой войны она бежала в Париж, спасаясь от преследования из-за еврейских корней и даже участвовала во французском Сопротивлении. После войны она посвятила себя исследованию жизни и творчества отца и в 1958 году написала книгу «Модильяни: человек и миф».

Жанна Модильяни

Картина дня

наверх