На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фото-Мир и обо всем...

6 688 подписчиков

Свежие комментарии

Как Репин из заседания чиновников сделал шедевр

В 1901 году в Российской империи торжественно праздновали столетие со дня образования Государственного совета. Все было обставлено со вкусом – танцы, фуршет, награды. Ну а увековечить веху позвали модного художника – Илью Репина. Чтобы каждый член совета (а это 81 человек!) попал на картину, решили широко развернуть полотно – аж 4 на 8,7 метра.

Да и название отображает широту и «казенность» - «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения».

Как и все громадные картины, работа обладает своими интересными деталями. Посмотрим-с)

Прежде всего, интересна подготовка. Художник уже был немолодой (59 лет), болезнь правой руки не позволяла одному в короткие сроки сотворить шедевр для императора. Поэтому Репину разрешили позвать своих учеников, Бориса Кустодиева и Ивана Куликова. Вся команда за несколько дней до собрания зарисовала все интерьеры, а в день заседания Репин принес фотоаппарат – впервые он писал картину с помощью фоток (вопросы из ЧГК, привет). Для художника подготовили список всех членов Госсовета с указанием чина, мундира, орденов и прочей важной информации. Во время работы Репин настаивал, чтобы сановники вели себя естественно, находились на тех же местах, что и обычно. Изначально заказывали простой сюжет – Николай II зачитывает свою речь, а поданные почтенно слушают. Репин сходу выкинул идею и добавил движения – император только что закончил вещать, идет награждение, по залу ходят секретари, короче жиза. Вот только казенный взгляд заседателей привел их к другому мнению - сплошь нарушение этикета и всех правил, как могут секретари свободно гулять по залу, пока большие дяди говорят? Но сам император утвердил композицию, и большое спасибо ему за это) Источник: t.me

Вячеслав Константинович Плеве (управлял Финляндией на тот момент) готовится получить медальку. Перед ним сидят Николай II и великие князья:

Кроме Николая, на картине изображен весь цвет политики тех времен. Вот полный список: шучу, залезьте в вики, перечислять все 81 заседателя я не буду) Кстати, на самом деле персонажей 82. Не забывайте про портреты Александру II и Николаю II, удачно вошедшего в интерьер картины. Долгое время считалось, что их (портреты, не императоры) специально для картины выдумал художник. Никак нет-с, они действительно существовали. Так вот. Как быстро изобразить всю компашку? Рецепт Репина был прост: левую часть картины он отдал Куликову, центр оставил себе, а правый – Кустодиеву. Часто бывало, что одного и того же человека писали все трое, тогда Репин выбирал самый удачный вариант (а Кустодиев жаловался, что художник почти всегда предпочитает свои эскизы).

Графы и бароны на месте, статс-секретарь Бобринский несет медаль, его помощник Дистерло склонился над почтенным академиком Семеновым. Своими фигурами они помогают добавить движения и жизни:

Краски израсходовали немерено. Изначально Репину полагалось 20 тысяч рублей золотом. Однако художник подсчитал потраченные материалы и намекнул заказчикам, мол надо бы накинуть за расходы. В итоге сумму увеличили вдвое. Мастер переговоров)

Большинство сановников на картине написаны этюдно - заказ на картину был срочный, людей много, 3-4 сеанса позирования и свободен. А для затылочных персонажей хватало и одной встречи:

Крупное полотно, скучный сюжет, и множество фигур. Легко можно было уйти в нудный групповой портрет и потеряться в истории, но Репин снова показал свой потрясающий талант. В ряды сидящих он добавил акценты: некоторых изобразил в полный рост, стоя или в движении. При этом он никого и не выделил особо, и не принизил, каждый узнаваем (если вы шарите в членах Государственного совета).

Над правой частью картины трудился Кустодиев, который и сам прославился как сильный художник:

А еще Репин немного менял масштабы в разных участках полотна, показывал перспективу с нескольких точек зрения. И по сути написал то, что мы сегодня именуем панорамной фотографией. За одно заседание Репин и его команда успели накидать похожий эскиз площадью 35,5 квадратных метров! А ведь как просто было бы ему в наше время – достаточно достать смартфон, и готово)

Картина дня

наверх