На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фото-Мир и обо всем...

6 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий
    и каждый Четверг - Рыбный день  ))))Как экономили на ...
  • Астон Мартин
    все было вкусно и полезно ...современное рядом не стоит ...Как экономили на ...
  • Юрий
    а можно и развиваться , а не стоять на месте , знания - это сила !!!25 слов, которые ...

Незнайка родился в Канаде, а Николай Носов сделал из него советский бестселлер

Николай Николаевич Носов хотел стать актером и освоить игру на скрипке, создавал химическую лабораторию и получил Сталинскую премию, а писателем стал потому, что считал свою жизнь очень интересной и хотел рассказать о ней людям. Рассказываем про творческий путь и книги знаменитого создателя историй про Незнайку и коротышек из Солнечного города.

Николай Носов с внуком Игорем. Фото из семейного архива. Источник: rewizor.ruНиколай Носов с внуком Игорем. Фото из семейного архива. 

«Сочинять для детей — наилучшая работа»

В детстве Носов сперва интересовался театром, наблюдая за спектаклями с участием его отца, а затем захотел научиться играть на скрипке. Вот только после того, как родители подарили ему желанный музыкальный инструмент, он осознал, что для занятий музыкой нужно слишком много усидчивости, и быстро забросил это дело. Тем более что наступили тяжелые для страны и семьи времена — юность писателя пришлась на годы революции и Гражданской войны, и мальчик был вынужден всеми способами зарабатывать деньги для родных. Он продавал газеты, косил траву, работал землекопом и возчиком бревен, а школу окончил экстерном, выпустившись после седьмого класса.

В те годы он увлекался шахматами, фотографией, электротехникой, собирал радиоприборы и устроил на чердаке дома химическую лабораторию, всерьез собираясь связать свою жизнь с профессией химика, но в университет его не приняли из-за неоконченного школьного образования. Зато это не помешало ему поступить в Киевский художественный институт, из которого он позднее перевелся во ВГИК (тогда Московский государственный институт кинематографии), где и получил профессию режиссера. Там он снимал для «Союзкино» учебные и научные фильмы, создал несколько мультфильмов для детей, а во время войны получил орден Красной Звезды за создание документального фильма об английском танке «Черчилль». По воспоминаниям членов съемочной группы, им прислали из Британии один танк, в управлении которого никто не мог разобраться, пока за дело не взялся режиссер Носов, до того водивший только трактор.

Николай Носов. Источник: novostiliteratury.ruТогда же он стал писать рассказы и отправлять их в журналы, но из них доходили до публикации только истории для детей. Сам писатель вспоминал, что детские произведения он сначала просто придумывал для своего сына и его друзей, а затем осознал, что эти истории становятся интересны и множеству советских школьников: «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа, она требует очень много знаний, и не только литературных».

Позаимствовал имя своего героя из любимой детской сказки

В 1952 году обладатель Сталинской премии за детскую тповесть «Витя Малеев в школе и дома» Носов отправился в Минск на юбилей поэта Якуба Коласа, где познакомился с украинским писателем и редактором журнала «Барвинок» Богданом Чалым. Два литератора проговорили всю ночь, обсуждая прочитанную ими в детстве сказку Анны Хвольсон «Царство малюток», которая, в свою очередь, была основана на произведении канадского поэта и художника-иллюстратора Палмера Кокса (после революции книги Хвольсон в СССР больше не переиздавались). Тогда же Носов рассказал Чалому о своей идее написать историю про одного из героев сказки Хвольсон, которого звали Незнайка, и украинский писатель настолько влюбился в описанный Николаем Николаевичем образ персонажа, что пообещал коллеге начать публиковать в своем журнале будущее произведение. Сам Носов описывал своего персонажа так:

«Это ребенок, но не такой, которого можно назвать по имени и фамилии, а ребенок вообще, с присущей его возрасту неугомонной жаждой деятельности, неистребимой жаждой знания и в то же время с неусидчивостью, неспособностью удержать свое внимание на одном предмете сколько-нибудь долгое время, — в общем, со всеми хорошими задатками, которые ребенку предстоит в себе укрепить и развить, и с недостатками, от которых нужно избавиться».
Николай Носов с собакой, которую он дрессировал для съемок в фильме «Дружок» по его сценарию. Фото из семейного архива. Источник: rewizor.ruНиколай Носов с собакой, которую он дрессировал для съемок в фильме «Дружок» по его сценарию. Фото из семейного архива. 

При этом сказку «Приключения Незнайки и его друзей», выросшую из идеи оживить полюбившегося персонажа из чужого произведения, ни в какой мере нельзя назвать ни адаптацией, ни тем более плагиатом. Из «Царства малюток» Носов позаимствовал лишь концепцию общества коротышек, живущих в лесу, и имя своего главного героя, тогда как в сказке Хвольсон Незнайка был персонажем второго плана и обладал совершенно другим характером. Скорее носовский протагонист был похож на героя той же повести Мурзилку, хвастуна и фантазера, образ которого тоже с большими изменениями был адаптирован для символа советского детского журнала. А оригинальные комиксы Палмера Кокса в России были экранизированы в 2004 году в мультфильме «Незнайка и Баррабасс», благодаря которому можно убедиться, что Носов взял из западных сказок одни лишь имена.

Гигантские насекомые и слон размером с собаку

Если у характера Незнайки и был конкретный прототип, то это сам Николай Носов, который всегда с энтузиазмом хватался за любое новое дело и с такой же легкостью бросал его. Первая книга трилогии о коротышках начинается со знаменитой серии остроумных рассказов, в которых Незнайка пытается попробовать себя во всех возможных творческих профессиях, сочиняя стихи без ритма и музыку без мелодии. Писатель описывает своего непутевого героя с такой любовью, что его искренность и независимость от устоявшихся правил выглядит намного ценнее, чем творения поэта Цветика и художника Тюбика.

Эскиз иллюстрации «Как Незнайка был художником» к книге Н. Носова / Калаушин Б.М. Эскиз иллюстрации «Как Незнайка был художником» к книге Н. Носова / Калаушин Б.М.

В целом вся беззаботная жизнь персонажей может показаться на первый взгляд противоречивой и вызывающей вопросы: маленькие человечки, которые выглядят и ведут себя как дети, живут в утопическом обществе, где каждый без исключения получает дом и еду в обмен на работу во благо сообщества. Среди коротышек есть мальчики и девочки, но они стараются друг с другом не общаться и не контактировать, хотя Незнайка в одной из книг даже влюбляется в малышку Кнопочку. Еще в этой вселенной есть привычные нам сказки про сестрицу Аленушку и братца Иванушку, в зоопарках живут слоны размером с кошку, а в полях летают гигантские насекомые. Кажется, что у Носова изначально не было никакого продуманного плана для вселенной и он даже не представлял, во что разовьются его первые рассказы про малыша, пробующего стать художником и поэтом.

Картина дня

наверх