Если говорить простым языком, это похожие на молнии или ветви деревьев линии, образующиеся под воздействием скользящего искрового разряда. Они появляются на многих естественных поверхностях, не пропускающих электричество – от древесины до кожи человека. Считается, что изучение физики фигур Лихтенберга помогло ученым создать ксерокс и лазерные принтеры.
Но шутить с ними и в самом деле не стоит.
Опасное ремесло
В последние годы выжигание фигур Лихтенберга на дереве электрическим током стало весьма популярно среди самодеятельных художников.
Чтобы получить такой узор, твердый диэлектрик, например, дерево покрывают проводящим составом и подключают к выводам высоковольтного трансформатора. Дерево по искровым каналам начинает прогорать от одного контакта к другому.
В полученные ветвистые линии, оставленные электрическим разрядом некоторые умельцы заливают краску, получая в итоге нечто очень похожее на молнию.
Такой вид искусства называется фрактальным выжиганием, так как фигуры Лихтенберга являются ничем иным как фракталами — узорами, любая часть которых в миниатюре отображает общую картину.
Подобные изображения действительно завораживают и издревле служат источником вдохновения для творческих личностей. Проблема в том, что фрактальное выжигание таит огромную опасность для тех, кто выбрал именно этот путь реализации своих способностей.
Показателен инцидент, случившийся в Орегоне с 26-летней женщиной, которая решила заняться этим видом творчества, используя в качестве обучающего пособия ролики из Интернета. Она извлекла высоковольтный трансформатор из микроволновой печи и с его помощью попыталась получить электрический разряд.
Подобные изображения действительно завораживают и издревле служат источником вдохновения для творческих личностей. Проблема в том, что фрактальное выжигание таит огромную опасность для тех, кто выбрал именно этот путь реализации своих способностей.
Показателен инцидент, случившийся в Орегоне с 26-летней женщиной, которая решила заняться этим видом творчества, используя в качестве обучающего пособия ролики из Интернета. Она извлекла высоковольтный трансформатор из микроволновой печи и с его помощью попыталась получить электрический разряд.
Фигуры Лихтенберга на деревянной вазе
К несчастью, разряд прошел через её тело, и если бы не подруга, услышавшая странные звуки из соседней комнаты, все закончилось бы совсем печально, так как температура образующейся дуги может достигать десятков тысяч градусов по Цельсию. Несостоявшаяся художница отделалась ожогами и ампутацией пальца, а ведь могла бы и погибнуть, как, например, житель Австралии, также руководствовавшийся онлайн-пособиями сомнительного происхождения.
Если кто-то захочет самостоятельно получить фигуры Лихтенберга, то помните, что при работе используется высокое напряжение, поэтому обязательно необходимо соблюдать правила электробезопасности!
Следы молний
Фигуры Лихтенберга, как уже сказано, могут возникать после ударов молний на человеческом теле. В этом случае они напоминают раскинувшиеся по коже красные перья. Считается, что лишь одна молния из полумиллиона попадает в человека. При этом надо понимать, что люди, у которых на коже после удара молнии остались только фигуры Лихтенберга – это настоящие счастливчики, так как три четверти выживших становятся инвалидами.
Фигуры Лихтенберга на теле человека именуются также «цветами молнии». Они образуются в результате разрыва капилляров. Этот феномен практически не изучен наукой. В феврале 2022 года ученые из Веронского университета опубликовали отчет, в котором описали фигуры Лихтенберга зеленого цвета на погибшем от удара молнии человеке, чем ввели своих коллег в полный ступор.
Немецкий учёный, философ и публицист Георг Кристоф Лихтенберг (1742-1799) не так известен, как его современники Джеймс Уатт и Алессандро Вольта, но на его счету также есть несколько интересных открытий. Он был младшим из 17 детей своих родителей. Из-за дефекта позвоночника Георг был горбат, но физический недостаток не мешал ему радоваться жизни. Это был чрезвычайно остроумный человек и великолепный оратор.
Кому эти фигуры обязаны своим названием?
Немецкий учёный, философ и публицист Георг Кристоф Лихтенберг (1742-1799) не так известен, как его современники Джеймс Уатт и Алессандро Вольта, но на его счету также есть несколько интересных открытий. Он был младшим из 17 детей своих родителей. Из-за дефекта позвоночника Георг был горбат, но физический недостаток не мешал ему радоваться жизни. Это был чрезвычайно остроумный человек и великолепный оратор.
В возрасте 21 года Лихтенберг поступил в Геттингенский университет, где изучал физику, и всего через шесть лет стал профессором этого учебного заведения. Он также был широко известен своими сатирическими произведениями, которыми восхищались, например, Иммануил Кант и Иоганн Гёте. Лихтенберг был мастером коротких острот и колких наблюдений – они были собраны в книгу и опубликованы в 1801 году, уже после смерти автора.
Фигуры, названные через какое-то время в его честь, Лихтенберг открыл случайно. Он экспериментировал с электричеством и использовал электрофор – ручной емкостной электростатический генератор, используемый для создания электростатического заряда посредством процесса электростатической индукции.
Фигуры, названные через какое-то время в его честь, Лихтенберг открыл случайно. Он экспериментировал с электричеством и использовал электрофор – ручной емкостной электростатический генератор, используемый для создания электростатического заряда посредством процесса электростатической индукции.
Однажды ученый надолго оставил этот прибор без внимания, и на его поверхности скопился толстый слой пыли. Во время очередного опыта электрический заряд нарисовал на поверхности удивительно красивые фракталы. Потрясенный ученый заявил, что узоры в некоторых местах были похожи на звезды.
Впоследствии Лихтенберг активно работал с обнаруженным феноменом, используя различные изоляторы и порошкообразные субстанции. В конечном итоге он придумал, как надежно получать эти узоры и запечатлевать их на бумаге. Гораздо позже его эксперименты послужили основой для создания технологии ксерокопирования. Отметим, что Георг Лихтенберг стал первым художником, который превращал эти узоры в произведения искусства – он помещал их под стекло и вставлял в рамки.
Впоследствии Лихтенберг активно работал с обнаруженным феноменом, используя различные изоляторы и порошкообразные субстанции. В конечном итоге он придумал, как надежно получать эти узоры и запечатлевать их на бумаге. Гораздо позже его эксперименты послужили основой для создания технологии ксерокопирования. Отметим, что Георг Лихтенберг стал первым художником, который превращал эти узоры в произведения искусства – он помещал их под стекло и вставлял в рамки.
Свежие комментарии