На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фото-Мир и обо всем...

6 688 подписчиков

Свежие комментарии

АЛЖИРСКИЕ ЖЕНЩИНЫ ДЕЛАКРУА НЕ БЫЛИ ГАРЕМОМ АЛЖИРСКИХ МУСУЛЬМАНОК

p07rb140.jpg

Гаремы, фески и обезьяны. Длинные кальянные трубы обвиты, как змеи, вокруг рук соблазнительно обнаженных белых девушек, а охранники в тюрбанах праздно слоняются поблизости. Если что-либо из перечисленного вам знакомо, то это не удивительно. 
Всемирно известное художественное движение XIX века ответственно за то, что такие картины арабского мира запечатлелись у вас в голове.

Торговля, путешествия и вторжение   в восточную культуру были задокументированы в шедеврах Эжена Делакруа, Жан-Леона Жером и Джона Фредерика Льюиса.

Их полотна продолжают висеть в музеях и галереях по всему миру – но это едва ли объективные визуальные записи, которые стремились точно изобразить арабский мир.

Однако именно изображения гарема в конечном счете представлялись зрителям наиболее достоверными. Обстановка была ненасытно соблазнительной для западных мужских фантазий. 

111.jpeg
Гарем, Джон Фредерик Льюис, английский художник-востоковед

Теоретически гарем был частным домашним пространством, которое включало только женщин и членов их семей. Это означало отсутствие посторонних и, конечно же, никаких странных иностранных путешественников, живущих на Востоке. 
Одно из самых известных произведений за весь период — «Алжирские женщины в своих апартаментах» Делакруа — вовсе не гарем алжирских мусульманок. Это потому, что художнику не разрешили войти в частное мусульманское женское пространство — но торговец позволил ему сделать эскиз части своего — немусульманского гарема. 

64b02fe61125.jpg

Покидая Марокко и прибывая в Алжир, Делакруа тосковал только об одном: что не смог поближе увидеть местных женщин. Оказалось, что в Алжире все немного проще. Бывший капитан алжирского флота провел Эжена прямо в свой гарем – любуйся.

В низкой, душной, пропахшей сладким кальянным дымом и чаем комнате полулежали три женщины и одна стоит. Они проводили здесь целые дни, они были частью этой комнаты. Что успевал – зарисовывал акварелью, иногда акварели не хватало, и он делал пометки в блокноте: «нежно-голубой, зеленый, золотисто-желтый» — это про платок, «сиреневато-фиолетовые рукава, сиреневато-фиолетовое на плечах, на груди полосы фиолетовые, нежные» — это про рубашку.

И все они разных рас. Чернокожая девушка, как бы уходит с картины. Лица оставшихся барышень отражают покой, женственность. 

Их глаза устремлены вдаль и наполнены некой дымкой, которая может выражать умиротворение или тоску, или же просто на них подействовал кальян. Одежда у наложниц самая разная, но девушка, что лежит слева, одета более элегантно и украшения немного отличаются от аксессуаров других. И можно сделать вывод, что именно она любимая наложница султана.

Спустя много лет Делакруа напишет о своих восточных каникулах: «Я жил там в двадцать раз интенсивнее, чем в Париже».

64b02fe6112511111111.jpg
«Парижанки в алжирских костюмах (Гарем)». Пьер Огюст Ренуар

«Алжирские женщины» — алогичный, волшебный магнит для художников. Вольную копию с нее делал Огюст Ренуар. 

336965@2x.jpeg
Одалиска («Алжирская женщина»). Пьер Огюст Ренуар

А в 2008 году в Лувре в одном зале собрали всех знаменитых «Алжирских женщин» в изобразительном искусстве. Всего одна картина на этой выставке принадлежала Делакруа, а весь остальной гарем принадлежал Пабло Пикассо.
В течение двух лет Пикассо создал 15 вариаций этого мотива и десятки эскизов и набросков. В одном из интервью он сказал: «Если бы Делакруа увидел мои работы, я бы ему сказал вот что: вы писали, имея в виду Рубенса, но сделали как Делакруа. А я писал, имея в виду вас, но тоже сделал нечто свое».

s1200.jpg

О Пикассо все и так понятно – 15 картин, эротичных и прямолинейных, повторяющих основные линии композиции первоисточника, одна из которых стала бешено дорогой и ушла с молотка за 180 млн. долларов.

4006529.jpg
 
272928.jpg
 
1906-41.jpg

Пикассо написал эту лирическую композицию, одну из самых значимых в Розовом периоде (1904-6), в отдаленной деревне Гозоль в испанских Пиренеях. Он делал наброски со своей любовницы Фернанды. Вдохновленный работой А. А. Энгра «Турецкая баня» (Лувр), Пикассо поместил Фернанду в контекст гарема. Тонкие цветные вуали наводят на мысль о эфирном запахе духов или дыма из опиумной трубки.

190486.jpg
«Алжирские женщины. Литография 2»

 

Картина дня

наверх