Накамерная вспышка — необходимый инструмент для съёмки вне студии, когда естественного света недостаточно. Другой крутой сценарий — с её помощью можно добавить картинке журнального лоска. Она добавляет резкость и объём кадру, но при этом требует осознанно себя настраивать.
Разберёмся, как подключить вспышку, а также дадим несколько полезных лайфхаков и предостережений по работе с накамерным светом.
Как подключить вспышку к камере
1. Убедитесь в совместимости вспышки и фотоаппарата. Не каждая вспышка подойдёт к любой камере.
Перед покупкой проверьте, сможет ли накамерная вспышка подключиться к фотоаппарату. Информация есть на официальном сайте вспышки, в инструкции, которую можно скачать, на странице сайтов-магазинов техники.
2. Закрепите вспышку на горячем башмаке камеры. Это специальный разъём наверху фотоаппарата. Двигайте вспышку, пока она не встанет максимально плотно. Поверните рычажок, который фиксирует крепление вспышки.
3. Включите фотоаппарат, а следом вспышку.
4. Настройте вспышку через меню камеры. В меню фотоаппарата обычно есть опция, которая включает внешнюю вспышку.
Если есть такая настройка, установите вспышку в режим TTL, чтобы она автоматически подстраивала свою мощность под экспозицию.
Как настроить фотоаппарат для накамерной вспышки
- Баланс белого. Автоматический баланс белого (AWB) чаще всего справляется неплохо. Если хотите более точную настройку, выберите режим для вспышки среди остальных полуавтоматических режимов, настройте температуру вручную, либо оставьте это на этап постобработки.
- Чувствительность ISO. Чем меньше, тем лучше. Скорее всего, вам хватит минимальных 50, 100, 200.
- Выдержка. Оптимальный вариант — от 1/125 до 1/250. Иначе в кадре могут появиться тёмные полосы. Для более динамичных сцен можно уменьшить выдержку, используя высокоскоростную синхронизацию, если её поддерживает вспышка.
Какие настройки есть у накамерной вспышки и что они значат
Режим TTL (Through-The-Lens)
Это автоматический режим, при котором вспышка измеряет свет, проходящий через объектив камеры, и подстраивает мощность импульса в зависимости от яркости сцены.
Зачем включать: TTL позволяет не настраивать вспышку вручную. По сути, это авторежим. Вспышка сама регулирует свою яркость для каждого кадра, что полезно на репортажах.
TTL есть практически у всех современных вспышек, особенно у моделей среднего и высокого класса. Например, Canon Speedlite 430EX III-RT, Nikon SB-700, Godox V1 — универсальная вспышка с поддержкой TTL для различных брендов камер, включая Canon, Nikon, Sony, Fujifilm.
Ручной режим (Manual)
Фотограф сам задаёт мощность вспышки в диапазоне от 1/1 (максимальная мощность) до 1/128 (минимальная). Есть почти у всех внешних вспышек, даже бюджетных.
Зачем включать: уверенный фотограф может полностью контролировать освещение сцены и экспериментировать со степенью освещённости.
Высокоскоростная синхронизация (HSS)
Этот режим позволяет использовать короткие выдержки (быстрее стандартных 1/200 или 1/250), чтобы заморозить движение, воду, людей в действии.
Высокоскоростная синхронизация чаще всего встречается у вспышек среднего класса и выше. Например, Canon Speedlite 600EX II-RT, Godox V1.
Задняя шторка (Rear Curtain Sync)
В этом режиме вспышка срабатывает в момент закрытия затвора (на задней шторке), а не в начале экспозиции.
Зачем включать: режим полезен для съёмки движущихся объектов с длинной выдержкой. В результате объект будет чётким, а шлейф света от его движения — размазанным. Режим нужен для создания динамичных кадров с эффектом движения.
Встречается у моделей для профессиональных фотографов. Например, Godox V860III-N.
Компенсация экспозиции вспышки (FEC)
Настройка уменьшает или увеличивает мощность вспышки в пределах нескольких ступеней, независимо от основной экспозиции кадра. Есть у вспышек с TTL-режимом.
Зачем включать: если хочется экспериментов, либо TTL-режим срабатывает не совсем точно. Например, если сцену освещает несколько постоянных источников света разной яркости.
Зум вспышки
Вспышка может изменять угол распространения света в зависимости от используемого фокусного расстояния объектива. Если вы снимаете на телевик, либо приближаете зумом, свет вспышки будет бить точечно, а если на ширик, то более размашисто. Зум, как правило, есть у всех, включая бюджетных китайских производителей вспышек типа Yongnuo (справедливости ради, эти ребята производят хорошую фототехнику, и фраза Made in China никак не влияет на качество аппаратуры Yongnuo).
Световая схема (Pattern)
Такие вспышки позволяют выбирать между несколькими типами освещения: стандартный, центровзвешенный и равномерный. Идея чем-то похожа на зум.
Зачем включать: настройка меняет характер света. Например, приоритет ближнего плана создаст яркое освещение на главном объекте в центре кадра, а равномерное распределение лучше подойдёт для групповых снимков.
Есть у вспышек Canon Speedlite 470EX-AI, Nikon SB-910 и Godox V860II.
Стробоскопический режим (Multi)
Вспышка срабатывает несколько раз в течение одной экспозиции, создавая копии движущегося объекта.
Зачем включать: стробоскопический режим используют для спортивной, арт- и экспериментальной фотографии, когда необходимо зафиксировать несколько этапов движения в одном кадре.
Как правило, встречается в профессиональных вспышках, хотя по сути это не мастхэв, а баловство. Есть у Godox V860III или бюджетной Yongnuo YN560 IV.
Режим моделирующего света (Modeling Light)
Это кратковременные импульсы вспышки, которые позволяют оценить, как свет будет падать на объект до съёмки.
Зачем включать: настройка полезна, чтобы заранее оценить силу и угол падения света.
Особенно приходится новичкам, хотя встречается чаще всего у вспышек профессионального сегмента. Например, Canon Speedlite 580EX II, Nikon SB-910, Godox V860II, Yongnuo Speedlite YN968EX-RT.
Быстрая перезарядка (Quick Recycle)
Настройка уменьшает время перезарядки вспышки между кадрами, что важно при съёмке серии или в динамичных сценах.
Быстрая перезарядка встречается у производительных моделей. Например, у Godox V1, которую выпускают для фотоаппаратов разных фирм.
Как работать с внешней вспышкой — лайфхаки
- Используйте отражение света. Для мягкого света направьте вспышку на потолок или стену. Отражённый свет создаст более естественные тени. Главное, чтобы потолок и стены не были слишком далеко от вас и не были окрашены в яркий цвет.
- Наденьте диффузор для вспышки, чтобы смягчить свет и избежать жёстких теней.
- Добавьте отражатель на противоположную сторону от вспышки, чтобы заполнить тени.
- Снимайте с пробными кадрами. Сделайте несколько тестовых снимков, чтобы оценить, как работает вспышка, не пересвечен ли кадр. С первого раза даже профессионалы редко получают идеальную экспозицию.
- Направьте вспышку под углом. Прямое освещение создаёт скучный и грубый плоский свет.
- Снимайте в режиме медленной синхронизации вспышки. Фотографируйте на длинной выдержке, но со вспышкой. Это позволит запечатлеть естественное освещение сцены, а вспышка подсветит главный объект и заморозит его движение.
Ошибки при работе с внешней вспышкой
- Прямой свет. Никогда не направляйте вспышку прямо на объект — это создаёт резкие тени, а также белые плоские лица.
- Избыточная мощность вспышки. Слишком сильный импульс может пересветить кадр и снизить срок службы изделия. Регулируйте мощность вручную, если автонастройки не справляются.
- Игнорирование естественного света. Вспышка должна дополнять естественное освещение, а не полностью его заменять.
- Не забывайте прорабатывать экспозицию фона. Человек с вампирской кожей на фоне чёрной бестекстурной дыры — это недостаток, который правится фоновым светом.
Свежие комментарии