Представьте себе приключение, которое начинается в германском порту, продолжается пиратством (с эпическими битвами!) в Индийском океане, а заканчивается сражением с берберами в Аравии. Все это — приключения крейсера «Эмден», одного из самых результативных рейдеров в мировой истории.
С миру по нитке — кайзеру крейсер
Изначально малый крейсер, заложенный в 1906 году на верфях в Данциге, должен был носить имя «Эрзац-Пфейль».
Но из-за проблем с финансированием постройка корабля затянулась, и спущен на воду он был только 26 мая 1908 года, да и то под другим названием. Дело в том, что недостающие 6,8 млн марок собрали патриотически настроенные жители города Эмден в Нижней Саксонии, поэтому крейсер был назван в честь места жительства жертвователей.Надо сказать, что «Эмден» был не слишком новой модели, и бронирование его оставляло желать лучшего. Да и главный калибр в 105 миллиметров в то время уже был далеко не супер.
Еще до того, как на борту объявились главные герои нашего рассказа, экипаж крейсера (летом 1912 года) победил в соревнованиях по стрельбе и получил за это «Приз Кайзера». В будущем коммендоры (артиллеристы) «Эмдена» не раз докажут, что они этот приз получили не зря.
В мае 1913 года командование крейсером взял на себя корветтен-капитан Карл фон Мюллер, блестящий офицер, ученик самого адмирала Альфреда фон Тирпица. Как утверждает историк Федор Лисицын в лекции«Крейсер «Эмден». На далёком меридиане. Планы и первые шаги в военное время», Мюллер был умнейшим человеком, для развлечения решавшим задачи по тригонометрии.
В пару ему достался старший помощник Хельмут фон Мюкке, мастер поднятия боевого духа и авантюрист высшей пробы.
Именно с таким командованием крейсер «Эмден» с началом первой мировой войны в 1914 году по приказу адмирала Максимилиана фон Шпее отправился в Индийский океан заниматься рейдерством на торговых путях и натворил там дел.
Чай, велосипеды и поддельная труба — рейдерство «Эмдена»
Выйдя в Индийский океан «Эмден» (а также приданный ему угольщик «Маркоманния») поначалу долго не мог никого найти. Поэтому командование придумало скучающему экипажу занятие — изготовление фальшивой трубы. Штука в том, что «Эмден» был трехтрубным, поэтому издалека легко был отличим от четырехтрубных английских крейсеров. Сделав съемную трубу, экипаж убил время и создал хорошую маскировку.
С девятого сентября 1914-го Фортуна назначила экипаж «Эмдена» своими любимчиками. Мало того, что за все время рейдерства они не попали ни в один шторм, а наслаждались тропическим раем, так еще и корабли, которые они захватывали, были просто как на подбор (всего за три месяца взяли 23 «приза»!).
Сначала немцам попался греческий пароход «Понтопорос». Греки — нейтралы, но везли уголь для англичан и поэтому согласились за деньги стать еще одним угольщиком для «Эмдена». Самое же забавное, что когда англичане гораздо позже захватили-таки «Понтопорос», хитрые греки с остатками угля заключили договор и с ними, пойдя на службу британской короне.
После греков «призы» пошли как из рога изобилия, причем с шикарным наполнением. Немцы получили продовольствие, отличного качества мыло и сигареты, а также еще больше угля. При этом были вынуждены затопить пароходы с чаем и грузом двигателей, автомобилей и велосипедов, нанеся очень чувствительный удар по британской экономике и престижу британского флота.
Именно в этот момент немцы с удивлением обнаружили, что англичане — ужасающие расисты (что забавно, зная, что будет позже, с приходом австрийского художника). Пленные английские экипажи требовали, чтобы их не только не селили вместе с индусами, но и кормили разной пищей, и индусам обязательно должна доставаться еда худшего качества.
Федор Лисицын в лекции «Крейсер «Эмден». Зигзаг удачи: крейсерство в августе-октябре 1914 г», утверждает, что именно доброе отношение немцев к индусам-пленникам создало впоследствии предпосылки к удачному рейдерству. Ведь среди них было множество хороших морских специалистов, прекрасно знающих местную специфику, и именно они стали информаторами фон Мюллера, помогая ему уходить от преследования английским флотом. Кроме того информаторы-индусы помогли совершить результативные набеги на Мадрас и Пенанг.
Горящая нефть и потопленный «Жемчуг»
В Мадрасе находились огромные запасы нефти, но при этом охраной их занимались из рук вон плохо. Поэтому, когда 22 сентября «Эмден» приблизился к порту, весь он был залит огнями, помогая крейсеру в наведении. Подойдя к нефтехранилищам на расстояние в три километра, фон Мюллер приказал включить прожектора и открыть огонь. Всего через несколько выстрелов полыхнул чудовищный пожар, и надобность в прожекторах пропала.
Береговая охрана бросилась к орудиям и даже произвела несколько выстрелов, но не попала, а «Эмден», расстреляв больше сотни снарядов, ушел в океан. И хотя нефти сгорело не так уж и много, был достигнут великолепный пропагандистский эффект — белое население Мадраса сбежало из города, среди индусов начались волнения, а престижу Британии был нанесен огромный урон.
Через две недели «Эмден» бросил якорь в бухте острова Диего-Гарсия, где матросы начали отскребать днище крейсера от ракушек, загружать уголь и чистить котлы. Французские колонисты не имели никакой связи с внешним миром, кроме газет, привозившихся на редких кораблях, поэтому даже не знали, что началась война. Фон Мюллер не стал их информировать, поэтому с удовольствием отужинал с губернатором, получил от него большое количество свежих продуктов для экипажа и даже в качестве ответной любезности его матросы починили французскую яхту. Губернатор знатно обалдел, когда почти сразу после отбытия «Эмдена» к ним прибыл английский крейсер, чей капитан поведал о начале войны с немцами.
Достигнув 28 октября Пенанга, «Эмден» обнаружил, что и там насчет войны никто особо не переживает — бухта прекрасно освещена, а русский крейсер «Жемчуг» стоит с заглушенными котлами и без большей части офицеров и экипажа.
Более того, французский миноносец «Мушкет», охранявший вход в бухту, обманулся фальшивой трубой и даже послал «Эмдену» приветственный сигнал. Дальше все выглядело как визит лисы в курятник. Крейсер «Жемчуг» был расстрелян как на учебных стрельбах и дважды торпедирован, взорвался и затонул, а бросившийся на перехват рейдера «Мушкет» утоплен одним залпом.
Так к 23 торговым судам «Эмден» добавил два боевых корабля. Но на этом его удача закончилась.
Битва у Кокосовых островов
Череда неудач началась с того, что капитан Карл фон Мюллер задумал уничтожить радиостанцию на острове Дирекшен в Индийском океане. Он приказал высадить десант, но не сумел заглушить сигнал о помощи, отправленный радистом. И так уж вышло, что совсем рядом проходил австралийский конвой, который принял сигнал. Командир Мортимер Сильвер передал приказ крейсеру «Сидней» проверить источник. Этот сигнал был перехвачен «Эмденом», но из-за помех показался слабым, поэтому радисты подумали, что враг находится очень далеко, и фон Мюллер не стал срываться с места, решив дождаться угольщика.
Это была фатальная ошибка, ведь всего через два часа к острову прибыл «Сидней», во всем превосходящий немецкий крейсер. Бронирование, скорость и главный калибр в 152 мм делали бой с ним безнадежным. Тем не менее немцы, поняв, что уйти от врага невозможно, бросились в атаку и тут же доказали, что получили «Приз Кайзера» не зря.
Пристрелявшись со второго залпа, коммендоры «Эмдена» обрушили на «Сидней» ливень смерти. Снаряды уничтожили носовой и кормовой дальномерные посты, убили расчет одного орудия, а последний снаряд попал в шахту подачи боезапаса. Если бы не храбрость юнги Тома Уильямсона, потушившего пожар, крейсер взлетел бы на воздух.
Один из снарядов попал прямо под мостик, где находились все старшие офицеры во главе с капитаном Джоном Глоссопом. Если бы он взорвался, «Сидней» лишился бы командования, но удача отвернулась от «Эмдена».
«Сидней» со временем тоже пристрелялся и множеством залпов главного калибра превратил рейдер в решето. Чтобы спасти оставшийся экипаж, фон Мюллер направил крейсер на скалы и вывесил белый флаг.
Приняв сдачу «Эмдена», Глоссоп отправился на Дирекшен, чтобы захватить в плен немецкий десант, но его и след простыл.
Одиссея фон Мюкке
Глядя на гибель «Эмдена», десант во главе с Хельмутом фон Мюкке не сидел сложа руки. Сначала он таки взорвал радиостанцию, а затем, захватив стоящую в бухте полуразвалившуюся шхуну «Эйша», отбыл в неизвестном для англичан направлении.
Около полусотни матросов с винтовками и пулеметами расположились на шхуне, вмещавшей максимум десяток человек и тут же, обнаружили, что в трюме уже набралось полтора метра воды. Дальнейшее плавание «Эйши» выглядело так: выкачиваем помпой воду, чиним сломавшуюся помпу, выкачиваем воду, повторяем до победного.
На счастье экипажа фон Мюкке в юности участвовал в парусных регатах, поэтому прекрасно знал, как управлять шхуной, так что через две недели и 800 миль они добрались до нейтрального голландского порта Паданг на острове Суматра.
На Суматре немецкий консул помог экипажу пересесть на корабль-угольщик «Хойзинг» и снабдил его деньгами и продуктами, после чего «Эйша» была затоплена, а уже в январе 1915 года Мюкке спокойно довел корабль до Йемена. Там союзные немцам турки тут же начали требовать бакшиш (взятку или подарок). Кое-как отбрехавшись от союзников, немцы дошли до городка Эллит, где и высадились, затопив «Хойзинг». Дальше они двинулись пешком по пустыне на север, собираясь дойти до турецкой железной дороги. Но и тут их ждали проблемы.
На середине пути их атаковал отряд бедуинов в триста сабель. Всадники не боялись пулеметов, прятались за барханами, но разбежались, когда немцы пошли в яростную штыковую атаку. В начавшихся после переговорах бедуины (по идее союзники Германии) потребовали от Мюкке сдать все оружие и выплатить их 11 тысяч фунтов стерлингов золотом. По тогдашним ценам столько стоили четыре истребителя. Для примера — отличный пулемет «Виккерс» стоил всего сто фунтов.
Когда договориться не удалось, бедуины снова принялись обстреливать немцев, убив нескольких и перебив много верблюдов. Мюкке с товарищами собрал из трупов животных баррикаду и засел в оборону, а двух матросов, знавших арабский, в одежде, снятой с мертвых врагов отправил ночью пешком в ближайший город — Джиду.
В городе оказался сын эмира Мекки, который со своим отрядом отогнал бедуинов и вызвался сопроводить фон Мюкке до ближайшей железнодорожной станции, откуда можно добраться до Константинополя.
Во время своих приключений немцы узнали, что нападение бедуинов было полностью инсценировано этим самым сыном эмира Мекки, таким образом надеющегося заполучить сокровища «Эмдена», которые, как он думал, везет с собой фон Мюкке. Более того, как позже выяснилось, параллельно сын эмира вел переговоры с англичанами, пытаясь продать им союзников, но не сошелся в цене.
В итоге однажды ночью немцы сбежали от своих конвоиров и добрались-таки до станции, где их встретила нормальная турецкая администрация, и они сели на поезд, доехав сначала до Константинополя, а затем и до Германии.
Так закончились приключения команды рейдера «Эмден», в одиночку три месяца отвлекавшего огромную часть английского флота в Индийском океане и создавшего британцам проблем больше, чем целая армия.
Свежие комментарии