Странное дело: те, кто громко называл себя авангардом революционного движения, кто грозился разжечь мировой пожар революции, в реальности стали убийцами революционного духа, идеологами террора.
Странное дело: те, кто громко называл себя авангардом революционного движения, кто грозился разжечь мировой пожар революции, в реальности стали убийцами революционного духа, идеологами террора против тех, кто боролся за идеалы свободного общества.
И убивая за идеи, они еще и покрывали ложью и позором свои жертвы, превращая их из узников совести в банальных бандитов.Революционеры-анархисты Фаина и Арон Барон – в числе жертв коммунистического режима. Они приехали в Украину в начале 20 века ради просвещения и распространения анархических идей, но попали в самые страшные жернова красной машины. В 20-е годы большевики объявили охоту на инакомыслящих. И первыми жертвами такой охоты стали анархисты.
Фаину Барон, урожденную Грек расстреляли по личному приказу Ленина, когда она, бежав сама из тюрьмы, готовила побег и для своего мужа, Арона. Ее супругу повезло больше. Его не казнили, отправив в лагеря, где он скитался 17 лет и таки был расстрелян, так и не став свободным.
Как все начиналось
О детстве и юности Фани известно крайне мало. Фаина Грек родилась в центре еврейства того времени, городе Вильно. Однако вскоре семья переехала в Америку. В конце 19 века это было очень массовое явление среди еврейства. Новый свет виделся им местом свободы от правил, стереотипов и ограничений, которыми была пропитана жизнь иудеев. Территория оседлости, ограничения на выбор профессии, образа жизни, периодические погромы еврейских домов… Все это не делало жизнь евреев в Европе ни спокойной, ни счастливой. Америка казалась им другой. И семья Фани, изменив фамилию с Грек на Греферсон, отправилась туда в поисках свободной и счастливой жизни. Еще будучи в Вильно Греки вращались в центре революционно-анархического движения. Стоит ли говорить, что перебравшись в Америку, они включились в революционное движение с еще большей активностью. Юная Фаина Греферсон вступила в организацию “Индустриальные рабочие мира” и стала активной участницей анархического движения. Приняла участие в издании анархистской газеты «Alarm» в Чикаго вместе с Люси Парсонс.
Во время одной из общественных акций она познакомилась с Ароном Бароном. Собственно говоря, эта встреча была им предначертана, ведь старший брат Арона был женат на старшей сестре Фаины, Саре. Отношения двух молодых людей развивались очень быстро еще и потому, что этому союзу благоволили родители молодых людей. Не известно точной даты, когда Арон и Фаня официально оформили отношения, но зато известно, что в январе 1915 года на Голодный бунт безработных в Чикаго они вышли уже как муж и жена, получив в это время один из первых опытов ареста. Они оба попали в казематы, однако тогда их быстро отпустили.
Вскоре в молодой семье родилась дочь Вольтаирин. Правда, некоторые исследователи утверждают, что это племянница, однако иностранные источники указывают, что Вольтаирин – именно дочь Фаины и Арона, которую они оставили в Америке у родственников, когда в 1917 году решили вернуться на родину мужа, в Украину, где как разгорались масштабные революционные события. Юные революционеры не хотели рисковать безопасностью девочки, и, как оказалось, были абсолютно правы.
Украина – в революционном огне
Они вернулись в Украину, поскольку оттуда родом был бывший пекарь Арон Барон. Профсоюз пекарей выдвинул Барона в Киевский совет рабочих депутатов. Революционер с энтузиазмом включился в эту работу, параллельно развивая анархо-синдикалистское движение в Киеве и Украине. Вместе с Фаиной в 1918 году они создают сначала инициативную группу “Набат”, а потом проводят и первую учредительную конференцию Конфедерации анархистов Украины (КАУ) с одноименным названием.
За это Арона Барона, теперь уже не в Америке, а в Украине арестовывают по приказу ВЧК. Официальная причина задержания – подозрение в организации подрыва здания Московского комитета партии большевиков. Фаине удается добиться его освобождения, и в 1919 году они отправляются в Харьков для участия во второй конференции украинских анархистов. Однако в Харькове их схватили обоих. Это было жестокое задержание. По воспоминаниям, Фаину тащили в казематы за волосы, жестоко избили. Не легче пришлось и Арону. От избиений, голода и сырости у него открылся туберкулез. Здоровье слабело.
Их содержали в Рязанской тюрьме, откуда Фаине, благодаря помощи друзей-анархистов, удалось бежать.
Таганка…
После побега, нищая, голодная, без копейки денег, в рваных лохмотьях она отправляется в Москву к брату мужа, Семену Барону, который дает ей приют и включается в организацию побега теперь уже и для своего брата. Однако планам по освобождению не суждено было сбыться. В одну из ночей на квартиру Баронов ВЧК совершает налет и арестовывает Фаину. Семен был убит.
В числе еще 10 анархистов Фаню бросают в Таганскую тюрьму и держат там, не предъявляя никаких формальных обвинений.
Вместе с Фаней “по делу” проходили известные московские анархисты Лев Черный, Тихон Каширин и другие. Понимая, что дело их безнадежное, анархисты решают привлечь к себе внимание мирового сообщества, и объявляют голодовку.
Их голодный протест совпал по времени с сессией международного Конгресса красных профсоюзов, который проходил в эти дни в Москве. Представители иностранных профсоюзных организаций, в частности французской, узнав об этом, отправили запрос большевистскому правительству. Запрос касался и конкретно десяти задержанных , и в целом политики репрессий в отношении анархистов.
Ответ Льва Троцкого, который выступил публично, последовал незамедлительно. Он заявил, что в России не сажают за убеждения, а сажают за криминальные преступления.
Однако делегаты конгресса не удовлетворились таким ответом и послали повторный запрос, на этот раз уже публично, с трибуны форума. Последовал скандал, который грозил вылиться в большую международною шумиху даже среди союзников Советов. И правительство таки вынуждено было пообещать освободить узников Таганки.
Однако не сразу, и не всех. В качестве мести и для оправдания своих бесправных действий, ВЧК решает сфабриковать уголовное дело в отношении активистов анархистской группы.
Фаине Барон и Льву Черному предъявили обвинения в фальсификации российских денежных знаков.
Спустя много лет будут найдены документальные подтверждения того, что дело было сфабриковано и полностью придумано и реализовано самим ВЧК. Однако в 1921 году это мало кого интересовало.
Лев Черный и Фаина Барон были расстреляны в 1921 году без суда и следствия.
Арона Барона большевики пощадили. Если, конечно, это можно считать пощадой. Мужа Фани Барон советская власть арестовывала, как минимум, 11 раз. Начиная с 1920 года он непрерывно находился то в тюрьме, то в ссылке. При этом он не оставлял борьбы и сохранял лидерские позиции в деятельности анархического движения. Известно, что он возглавлял группы ссыльных анархистов в Ташкенте (в 1929-1932 гг.), Воронеже (в 1932-1934 гг.) и Тобольске (1937 г). был старостой анархистов в камерах предварительного заключения, политических изоляторах и других местах большевистских репрессий.
5 августа 1937-го года по приговору Тройки Омского управления НКВД Арон Барон был приговорен к расстрелу, а 12 августа 1937 года в Тобольске без суда и следствия приговор был приведен к исполнению.
В память о Фаине барон Австралийская анархистская организация назвала свою книжную коллекцию The Fanya Baron Library “, отмечая храбрость, смелость и целеустремленность отважной женщины.
Свежие комментарии