Детство известного русского живописца Василия Ивановича Сурикова прошло в Сибири. Он родился в 1848 году в Красноярске, где было много старообрядцев, чьи предки еще в XVII веке не приняли церковную реформу патриарха Никона. Поэтому, интерес к истории раскола у Василия Сурикова появился еще в юности.
По воспоминаниям, впервые историю о боярыне Морозовой будущий живописец услышал от своей тетки Ольги Дурандиной, когда был еще учеником уездного училища. Но к работе над полотном Суриков приступил только в 1871 году, сделав первые наброски, А готова картина была лишь через шестнадцать лет. Чем же прославилась Феодосия Прокофьевна Морозова, изображенная на одной из самых известных картин Сурикова? Она была представительницей Соковниных, одного из знатных московских родов.
В 17-летнем возрасте вышла замуж за Глеба Морозова, проживала в большой усадьбе в селе Зюзино под Москвой. В округе Феодосия Прокофьевна была известна своей благотворительностью. Помогала нищим, принимала в своем доме странников, укрывала старообрядцев, терпящих притеснения от власти. Овдовела Феодосия Морозова рано, ей было всего тридцать лет.
После смерти мужа она стала хозяйкой огромного имения и 8 000 крестьян. Но, значительную часть своего богатства она, как и прежде, тратила на благотворительность, открыто выражала протест против Никона, общалась с его главным оппонентом - протопопом Аввакумом. В ноябре 1671 года, по указу царя, боярыня Морозова была отправлена сначала в Чудов монастырь, а затем несколько содержалась в тюрьме города Боровска.
Ее хотели сжечь, но спастись Морозовой удалось лишь благодаря заступничеству влиятельной московской аристократии. Умерла Феодосия Прокофьевна Морозова 2 ноября 1675 года от истощения. Чуть раньше умерла ее родная сестра Евдокия Урусова, также сосланная за приверженность к старой вере. Через несколько лет после смерти Феодосии и Евдокии их братья Федор и Алексей Соковнины установили на их могиле плиту из белого камня. Могила была почитаема старообрядцами, которые служили здесь панихиды, а проходя мимо клали земные поклоны.
Сейчас в Боровске на этом месте находится часовня, возведенная в 2005 году. Работа над картиной у Сурикова складывалась не просто. С 1881 по 1884 гг. он сделал около 30 эскизов будущего полотна. Для каждого персонажа художник пытался найти реальный прототип, часто на поиски уходили не дни, а месяцы. Образ самой боярыни он писал сначала со своей тетки Авдотьи Васильевны Торгошиной, а затем с пожилой старообрядки Степаниды Варфоломеевны, которую Суриков встретил на Рогожском кладбище.
Портретный этюд был написан всего за два часа. Нелегко оказалось найти и натурщика для юродивого, который, сидя босым на снегу, провожал боярыню двоеперстием. В итоге, Суриков выбрал торговца огурцами на одном из московских рынков. Именно он и позировал художнику, получив за свою работу три рубля. Натурщик так сильно замерз, что Сурикову пришлось растирать ему ноги водкой. Не менее интересна и фигура странника, стоящего с посохом рядом с юродивым. Посох был найден Суриковым в Троице-Сергиевой лавре. Он бежал за пожилой паломницей с криком: "Бабушка! Дай посох!".
Старушка приняла художника за разбойника, бросила посох на дороге и убежала. Сохранилось девять разных этюдов с изображением странника. Он с сочувствием смотрит на опальную Морозову, глаза странника полны грусти, Россия переживает сложное время церковного раскола. Художник долго думал над тем, как избавить картину от статичности, показать, что сани, в которых находится закованная в цепи боярыня Морозова, уже тронулись? Как говорил сам Суриков: “Не идёт у меня лошадь, да и только”.
В итоге, рядом с розвальнями появился бегущий мальчик. На картине запечатлен драматический момент, сани с Феодосией Прокофьевной Морозовой едут по заснеженной Москве. Вокруг столпились люди, одни из них сочувствуют боярыне, другие просто пришли из любопытства. Картина Сурикова оказалась внушительной по размерам - 304х587,5 см. В 1887 году "Боярыня Морозова" демонстрировалась на 15-ой передвижной выставке, после чего была приобретена известным московским коллекционером и меценатом Павлом Михайловичем Третьяковым.
Он не поскупился, заплатив Сурикову 25 000 рублей, деньги для того времени огромные. Благодаря щедрости Третьякова Сурикову удалось наконец-то осуществить свою давнюю мечту, вместе с семьей он решил навестить свою родину - далекий город Красноярск. Картину Василия Ивановича Сурикова восприняли неоднозначно. Высокую оценку "Боярыне Морозовой" дали писатели Всеволод Гаршин и Владимир Короленко, критик Владимир Стасов, который назвал ее первой из всех картин на тему русской истории. Но, многие критиковали Сурикова за пропаганду церковного раскола.
История картины "Боярыня Морозова"
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии