На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фото-Мир и обо всем...

6 687 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Акулов
    А.Флеминг открыл пенициллин только в 1928 г. Сифилис в прежние эпохи лечить не могли... В "Хрони...Как хозяйки борде...
  • Виктор Иванов
    Рой Медведев – типичный диссидент-гуманитарий левого толка. Историк по специальности и яростный разоблачитель сталини...Антигерой Советск...
  • саша дмитренко
    огромная  заслуга  ельцина  уничтожение  власти  кпсс!!!!!!  а  его  беда-  как  коммунист  он  умел  только  разруша...Леонид Брежнев и ...

История картины "Боярыня Морозова"

Детство известного русского живописца Василия Ивановича Сурикова прошло в Сибири. Он родился в 1848 году в Красноярске, где было много старообрядцев, чьи предки еще в XVII веке не приняли церковную реформу патриарха Никона. Поэтому, интерес к истории раскола у Василия Сурикова появился еще в юности.

По воспоминаниям, впервые историю о боярыне Морозовой будущий живописец услышал от своей тетки Ольги Дурандиной, когда был еще учеником уездного училища. Но к работе над полотном Суриков приступил только в 1871 году, сделав первые наброски, А готова картина была лишь через шестнадцать лет. Чем же прославилась Феодосия Прокофьевна Морозова, изображенная на одной из самых известных картин Сурикова? Она была представительницей Соковниных, одного из знатных московских родов.

В 17-летнем возрасте вышла замуж за Глеба Морозова, проживала в большой усадьбе в селе Зюзино под Москвой. В округе Феодосия Прокофьевна была известна своей благотворительностью. Помогала нищим, принимала в своем доме странников, укрывала старообрядцев, терпящих притеснения от власти. Овдовела Феодосия Морозова рано, ей было всего тридцать лет.

После смерти мужа она стала хозяйкой огромного имения и 8 000 крестьян. Но, значительную часть своего богатства она, как и прежде, тратила на благотворительность, открыто выражала протест против Никона, общалась с его главным оппонентом - протопопом Аввакумом. В ноябре 1671 года, по указу царя, боярыня Морозова была отправлена сначала в Чудов монастырь, а затем несколько содержалась в тюрьме города Боровска.

Ее хотели сжечь, но спастись Морозовой удалось лишь благодаря заступничеству влиятельной московской аристократии. Умерла Феодосия Прокофьевна Морозова 2 ноября 1675 года от истощения. Чуть раньше умерла ее родная сестра Евдокия Урусова, также сосланная за приверженность к старой вере. Через несколько лет после смерти Феодосии и Евдокии их братья Федор и Алексей Соковнины установили на их могиле плиту из белого камня. Могила была почитаема старообрядцами, которые служили здесь панихиды, а проходя мимо клали земные поклоны.

Сейчас в Боровске на этом месте находится часовня, возведенная в 2005 году. Работа над картиной у Сурикова складывалась не просто. С 1881 по 1884 гг. он сделал около 30 эскизов будущего полотна. Для каждого персонажа художник пытался найти реальный прототип, часто на поиски уходили не дни, а месяцы. Образ самой боярыни он писал сначала со своей тетки Авдотьи Васильевны Торгошиной, а затем с пожилой старообрядки Степаниды Варфоломеевны, которую Суриков встретил на Рогожском кладбище.

Портретный этюд был написан всего за два часа. Нелегко оказалось найти и натурщика для юродивого, который, сидя босым на снегу, провожал боярыню двоеперстием. В итоге, Суриков выбрал торговца огурцами на одном из московских рынков. Именно он и позировал художнику, получив за свою работу три рубля. Натурщик так сильно замерз, что Сурикову пришлось растирать ему ноги водкой. Не менее интересна и фигура странника, стоящего с посохом рядом с юродивым. Посох был найден Суриковым в Троице-Сергиевой лавре. Он бежал за пожилой паломницей с криком: "Бабушка! Дай посох!".

Старушка приняла художника за разбойника, бросила посох на дороге и убежала. Сохранилось девять разных этюдов с изображением странника. Он с сочувствием смотрит на опальную Морозову, глаза странника полны грусти, Россия переживает сложное время церковного раскола. Художник долго думал над тем, как избавить картину от статичности, показать, что сани, в которых находится закованная в цепи боярыня Морозова, уже тронулись? Как говорил сам Суриков: “Не идёт у меня лошадь, да и только”.

В итоге, рядом с розвальнями появился бегущий мальчик. На картине запечатлен драматический момент, сани с Феодосией Прокофьевной Морозовой едут по заснеженной Москве. Вокруг столпились люди, одни из них сочувствуют боярыне, другие просто пришли из любопытства. Картина Сурикова оказалась внушительной по размерам - 304х587,5 см. В 1887 году "Боярыня Морозова" демонстрировалась на 15-ой передвижной выставке, после чего была приобретена известным московским коллекционером и меценатом Павлом Михайловичем Третьяковым.

Он не поскупился, заплатив Сурикову 25 000 рублей, деньги для того времени огромные. Благодаря щедрости Третьякова Сурикову удалось наконец-то осуществить свою давнюю мечту, вместе с семьей он решил навестить свою родину - далекий город Красноярск. Картину Василия Ивановича Сурикова восприняли неоднозначно. Высокую оценку "Боярыне Морозовой" дали писатели Всеволод Гаршин и Владимир Короленко, критик Владимир Стасов, который назвал ее первой из всех картин на тему русской истории. Но, многие критиковали Сурикова за пропаганду церковного раскола.

Картина дня

наверх