Уличная фотография — это жанр, когда снимают под открытым небом, чаще всего в городе. Сюжетом становятся случайные события, места и люди. Это чем-то похоже на репортаж, но без конкретного мероприятия. Главное здесь то, что фотограф ловит неожиданное и неподконтрольное мгновение.
Даём полную инструкцию с советами для начинающего стрит-фотографа: какие фотоаппарат и объективы лучше выбрать, нужно ли дополнительное оборудование, а также разбираемся, какие настройки поставить для стрит-съёмки.
Какой фотоаппарат подойдет для стрит-фотографии
Уличная фотография — это съёмка с множеством непредсказуемых переменных. Вы не знаете, что будете фотографировать, где именно и в каких условиях, поэтому обращайте внимание на камеру, которая фотографирует быстро, даёт качественную картинку и не обременяет размером. Ниже — рекомендуемые характеристики для камеры уличного фотографа.
— Полнокадровая матрица. Матрица — светочувствительный элемент, который собирает свет и «перерабатывает» его сигнал в фотографию. Чем больше матрица, тем лучше камера снимает в темноте, передаёт детали, сохраняет резкость и чёткость без шумов.

Лайфхак: если на полнокадровую камеру не хватает бюджета, возьмите фотоаппарат с самой большой матрицей из всех доступных вариантов. Хорошая альтернатива — матрица APS-C. Такой неполнокадровый, но увеличенный сенсор стоит у камер Sony Alpha a6400, Sony ZV-E10 или Canon EOS R7,Canon EOS R50.
— Беззеркальный фотоаппарат. Зеркальные камеры громоздкие и тяжёлые. Более лёгкие и компактные беззеркалки в уличной фотографии выигрывают, так как привлекают меньше внимания прохожих из-за размера, их проще и легче носить.
— Скорость серийной съёмки. Для стрит-фотографии идеальной камерой будет та, что снимает от 10 кадров в секунду. Это важно, когда вы фотографируете динамичное событие: уличных музыкантов, бегущего на автобус студента, прыгающего по лужам ребёнка. С таким каждый сможет почувствовать себя Брессоном!
Второй плюс беззеркалок для стрит-фотографа — их скорострельность. Благодаря электронному затвору, а не механическому, скорость серийной съёмки у разных моделей может достигать до 20 кадров в секунду
Какие объективы подойдут для стрит-фото
Светосила объектива для стрит-фотографии — спорный параметр. С одной стороны, вы будете готовы к съёмке в сумерки и в зонах, где мало света. С другой, стрит-фотографы предпочитают снимать на закрытой диафрагме, чтобы максимальное количество объектов на фотографии были в резкости. В таком случае объектив просто не будет раскрывать свои светосильные возможности.
Ниже — возможные варианты объективов, плюсы и минусы того или иного выбора.
Объективы с постоянным фокусным расстоянием светосильны, дешёвы и тренируют чувство кадра, что хорошо для новичков. Минус там же, где и плюс — так как кадр не приблизить и не отдалить, к объекту съёмки нужно подходить, на что нужна определённая смелость, а иногда подойти ближе просто невозможно.
Классика стрит-фотографии — объективы 35 мм или 50 мм. Фотография получается насыщенной деталями. Такая оптика есть у любой фирмы: Sony FE 50mm f/1.8, Sony FE 35mm f/1.8, Nikon 35mm f/1.8G, Nikon 50mm f/1.8G, Canon RF 35mm F1.8, Canon RF 50mm F1.8, Yongnuo YN50mm F1.8X, Fujifilm XF 35mm f/2. Линзы недорогие, лёгкие, компактные.
Если же вы хотите поднять уровень сложности, берите угол ещё шире — 24 или 28 миллиметров. Например, Fujifilm XF 23mm, Nikkor Z 26mm, Canon RF 28mm.
Длиннофокусные или телеобъективы позволяют фотографировать издалека, с ними проще получить красивую картинку. Однако есть фотографы, которые считают, что это «не тру» — слишком просто получить симпатичный кадр, не нужно переламывать себя и подходить к незнакомцам.

По опыту, комфортное рабочее фокусное расстояние телеобъектива для стрит-фото — 200 миллиметров. Но учтите, что телеобъективы — громоздкие, тяжёлые, заметные и далеко не бюджетные. Например, Canon RF 70-200mm весит 700 граммов.
Компромиссный вариант — зум-объективы. Например, объектив с универсальным фокусным расстоянием 24-70 миллиметров или 24-105 миллиметров: Sony FE Tessar T* 24-70mm, Canon RF 24-105mm, Nikkor Z 24-70mm. С ним вы попробуете разные фокусные расстояния, и он точно пригодится для будущих съёмок — не зря такие объективы называют универсальными или штатными.
Вывод: если хотите сэкономить и погрузиться в классическую стрит-фотографию, берите объективы 35 или 50 миллиметров. Если хотите к тому же универсальный вариант для других жанров — рассмотрите 24-70 миллиметров. Телеобъектив берите для комфортной съёмки второй линзой, если позволяет бюджет.
Настройки камеры для стрит-фотографии
- Режим: A (приоритет диафрагмы) или M (ручной), если уверены в настройках и уже умеете их быстро чувствовать и менять.
- Диафрагма: f/4 – f/8, чтобы на фотографии было больше деталей в резкости.
- Выдержка: от 1/125 до 1/250 секунды или от 1/500 секунды для сцен с активным движением.
- ISO: 100–800 днём, 1600+ в темноте (или авто с лимитом до 3200).
- Автофокус: непрерывный (AF-C) и хорошо, если камера умеет следить и ловить лица, глаза, автомобили.
- Режим съёмки: серийная, если вы нашли динамичную сцену с движением, или одиночный кадр.
Девять советов начинающим стрит-фотографам
1. Присмотритесь к полнокадровой беззеркальной камере. Они небольшие, умеют снимать большие серии с 10-20 кадрами в секунду на электронном затворе. Например, Sony Alpha ILCE-7M3 с 10 кадрами в секунду, Nikon Z6 II с 14 кадрами в секунду, Canon EOS R6 с 20 кадрами в секунду.
2. Классические объективы для стрит-фотографии — 35 мм или 50 мм. Это бюджетный стартовый вариант, который прокачивает чувство композиции и ваши навыки фотографа.
3. Телеобъектив — хороший вариант для расслабленной стрит-съёмки в своё удовольствие. Альтернатива: купите телеконвертер для своего объектива, который увеличит фокусное расстояние линзы. Вы почувствуете, как это — снимать на телеобъектив, не тратясь на дорогую технику.
4. Если хотите поэксперементировать с длинной выдержкой, возьмите в комплект штатив и ND-фильтр, чтобы фотографировать на длинной выдержке даже днём в солнце.
5. Не забудьте про комплект запасных аккумуляторов для стрит-фотографии. Особенно зимой, когда батареи быстрее разряжаются.
6. Иногда нужно подождать, чтобы получить идеальный кадр: возможно, на этой тихой улочке вам не хватает прогуливающейся пары стариков? Тогда скомпонуйте кадр и просто ждите.

7. Не бойтесь снимать от пояса или, наоборот, поднимать камеру над головой и снимать наугад. С первого раза шедевр не получится, но вы точно найдёте интересные кадры с необычными ракурсами.
8. Классики стрит-фотографии старались быть незаметными, слиться с толпой. Одни заклеивали все блестящие и яркие детали на камере, чтобы она не привлекала внимание, другие прятали фотоаппарат и снимали через небольшое отверстие в обычном пакете. Всё для того, чтобы не отвлекать случайных участников кадра.
9. Снимайте в чёрно-белом режиме. Его можно найти и поставить в настройках камеры. Так вы сможете не отвлекаться на цвет и сосредоточиться на композиции. На постобработке, если вы фотографировали в RAW, на снимок всегда можно вернуть цвет.
Свежие комментарии