На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Светлана Шушпанникова
    вообще  не  представляю   чтоб  Следствие  вели...  без  Каневского,долгих  вам   лет«Следствие вёл…» ...
  • Элеонора Коган
    Здоровья Леониду Семёновичу на долгие-долгие годы!!!! Его Томин бесподобен и современен.«Следствие вёл…» ...
  • Элеонора Коган
    Замечательный, уникальный актёр!!!!«Следствие вёл…» ...

«Следствие вёл…» Леонид Каневский

Едва услышишь в кинофильмах фразы «Березина кумани», «Галантерейщик и кардинал – это сила», сразу же знаешь, кто их произнес. Это замечательный советский, а впоследствии израильский и российский актер Леонид Семенович Каневский.

Конечно же, роли, где прозвучали данные фразы, были эпизодическими и не главными для актера, но зрители их запомнили навсегда.

А вот перед вами то, каким на самом деле запомнился советским зрителям мастер эпизода и не только.

Но сначала немного официальной информации. Леонид Семенович родился в Киеве в 1939 году. Произошло это событие 2 мая в семье инженера-технолога и домохозяйки, правда, ранее учившейся в консерватории. Помимо Леонида был еще один ребенок – старший брат Александр, который впоследствии стал известным писателем-сатириком.

С детства Леонида привлекал мир театра и кино. Парнишка старался не пропустить ни одного нового показа, а когда до окончания школы оставалось всего ничего, он уже определился с дальнейшей своей профессией, решив, что станет артистом. Сказано – сделано. Получив аттестат зрелости, в сопровождении мамы юноша отправился в Москву. Этот фактор, кстати, очень пригодился Леониду, ведь в театральное училище он попал только с третьей попытки. МХАТ и Щепкинское училище Каневского забраковали из-за ярко выраженного украинского говора.

Юноша совсем уже было пал духом, но мать уговорила сына подать заявление в Щукинское училище. И здесь ему повезло. Удача оказалась двойной, ведь на курсе Веры Львовой, куда его определили, учились будущие звезды телеэкранов: Андрей Миронов, Василий Ливанов, Ольга Яковлева. Новым шагом после училища стало поступление в Театр имени Ленинского комсомола, где с Каневским работал сам Эфрос. Однако 7-летняя практика так и не дала того, чего желал молодой актер – хороших ролей. Удача улыбнулась ему только в Московском театре на Малой Бронной куда, перешел Леонид.

Однако настоящий успех пришел к Каневскому после его прихода в кинематограф. Начало было положено в 1960-е, когда молодого актера пригласили на эпизодическую роль в картину «Сорок минут до рассвета». За ней последовало еще несколько подобного рода ролей, пока на Каневского не обратил внимания сам Гайдай. Казалось бы, скромная роль контрабандиста-неудачника настолько изумительно была сыграна Каневским, что он сразу стал узнаваемым, а его фраза «Березина кумани» запомнилась зрителям. Кстати, в ней актер зашифровал девичью фамилию своей жены Анны Ефимовны Березиной. Но если расширить тему, то весь набор «иностранных» слов в «Бриллиантовой руке» – плоды фантазии самого Каневского. С этого момента статус актера резко вырос, и вскоре превратился во вполне осязаемую роль. Сначала Леонида Семеновича позвали на съемки фильма «Город мастеров», где предложили роль шефа тайной полиции. А в начале 1970-х годов, когда в стране решили снять многосерийный телефильм о милиции, Каневский получил роль обаятельного инспектора Томина. Сериал стал настолько популярен, что его снимали до 1989 года.

Но чем интересна советская актерская школа, так это тем, что она воспитывала разноплановых мастеров. Вот и Каневский не стал зацикливаться на положительном милиционере Томине, а принял приглашение режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича сняться в небольшой и абсолютно пародийной роли галантерейщика Бонасье. Фраза, сказанная его героем после разговора с кардиналом Ришелье «Галантерейщик и кардинал – это сила», конечно же, есть в книге, но произнес он ее поистине шедеврально.

В начале 1990-х эпоха Советского Союза ушла в прошлое, и Леонид Семенович принял приглашение своего друга Евгения Арье уехать на историческую родину. Там они совместными усилиями создали театр «Гешер», рассчитанный на контингент переселенцев из СССР. Однако Россия не осталась для актера в прошлом. В 2000-х годах он начал работать сразу в двух проектах: сериале «Семин» и его продолжении «Семин. Возмездие», а также в документальном цикле «Следствие вели…» Если первый проект – чисто художественный детектив, то второй – рассказ о настоящих уголовных делах, расследованных в СССР в разное время. Работа над ним продолжается и в настоящее время.

Примечательно, что в зрительской среде данный цикл встречен в целом положительно, а вот профессиональные критики диаметрально расходятся во мнении. Одни считали и продолжают считать до сих пор, что в сериале излишне демонизируются и очерняются времена СССР. Другие же заявляют, что авторы проекта показывают советский период слишком идеализированным. А ведь многие из этих критиков, если и жили в Советском Союзе, то в глубоком детстве, в Каневский прожил в нем полвека, и хорошо помнит ситуацию, как с положительной, так и с отрицательной точки зрения.

Из относительно недавних проектов можно отметить съемки в картине «О чем говорят мужчины. Продолжение», куда Леонида Семеновича пригласили авторы проекта – группа «Квартет И». В 2021 году мастер стал участником постановки Театра на Малой Бронной «Поздняя любовь». В спектакле вместе с Каневским играли еще несколько звездных мастеров. Его артисты показывали, путешествуя по городам России, и везде принимались «на ура!».

Картина дня

наверх