
О том, что Сахалин всё-таки является островом, люди узнали лишь в середине XIX столетия благодаря экспедиции Геннадия Ивановича Невельского. Тогда же был найден самый узкий участок пролива между островом и большой землёй. Таким образом стало понятно, что в случае дальнейшего освоения Сахалина Россией новообретённая территория столкнётся с множеством чисто инфраструктурных проблем. И так как остров был пограничной областью империи, первыми о необходимости связать Сахалин с материком заговорили российские военные в конце XIX века. Первым этот вопрос поднял капитан артиллерии Владимир Бутков, который написал докладную записку на имя генерал-губернатора Андрея Корфа. Среди прочего в документе озвучивалось предложение о строительстве земляной насыпи протяжённостью 7-8 км между материковой Россией и Сахалином.
Нужно ли говорить, что «не по рангу» амбициозное предложение простого русского капитана артиллерии, так и осталось без внимания вышестоящих чинов Российской империи? С другой стороны, предложение Буткова хотя и стало первым, в дальнейшем оказалось не единственным.
Вопрос о необходимости связать Сахалин с материком поднимался снова и снова на протяжении многих лет. И всё же первый раз со всей серьёзностью эту идею стали прорабатывать уже только после революции. Советское руководство стало обсуждать проект моста на стратегически важный остров еще в 1920 году. Тогда же в регион была направленна группа технических специалистов для проведения инженерных изысканий. Увы, резюме экспертов было неутешительным: оказалось, что строить мост на Сахалин – не самая разумная идея из-за сейсмической опасности региона. Во всяком случае, при тогдашнем уровне технологий… Но так или иначе, идея связать остров и большую землю вновь заглохла теперь уже на многие десятилетия.
Вплоть до начала 1950-х годов Сахалин существовал исключительно благодаря паромному сообщению. Наконец, в первый год пятого десятилетия XX века в Советском Союзе вновь подняли вопрос о развитии дальневосточной инфраструктуры. Советские специалисты предложили протянуть на остров железную дорогу, однако теперь перебросить её планировалось не по мосту, а сквозь подземный-подводный тоннель. Строить тоннель принялись ударными темпами. Планировалось, что основные работы на объекте будут закончены уже к 1955 году, а спустя еще несколько лет тоннель введут в эксплуатацию. Однако, в 1953 году умер Иосиф Сталин. В стране в очередной раз начались политические пертурбации. Пришедшая к власти команда Хрущева похоронила сахалинскую стройку одним росчерком пера. Так, Сахалин в очередной раз остался без сухопутной артерии на материковую Россию.
В очередной обсуждения вокруг моста на дальневосточный остров вспыхнули в 1999 году, а уже в начале 2000-х перспективную стройку даже включили в федеральную программу модернизации транспортной системы. В рамках этой инициативы планировалось построить новую 507 км железнодорожную линию, важней частью которой должен был стать мост на злосчастный остров. Дискуссия на этот счёт продолжалась вплоть до 2018 года. В экспертной среде и СМИ обсуждения будущего сахалинского моста то вспыхивали с новой силой, то затухали. В итоге тогдашний замминистра транспорта Иннокентий Алафинов прямо заявил в СМИ, что в ближайшее время строить мост на Сахалин в России не будут. На следующий год аналогичное заявление сделал Марат Хуснуллин, подчеркнув, что мост на остров – это отличная идея, но денег на такой проект сегодня у России нет.
Собственно, именно отсутствие «свободных» денег на стройку – главная проблема строительства моста сегодня. Несколько лет назад власти России рассчитывали переложить это бремя (хотя бы частично) на бизнес, однако частный сектор подобную идею воспринял, мягко говоря, без энтузиазма. А всё потому, что на сегодняшний день перспективный сахалинский пост стоит не менее 540 млрд рублей. И это еще скромная оценка… По самым оптимистичным подсчётам обойдётся такой мост бюджету в 3.5 раз дороже Крымского. При этом возникает вопрос: а нужен ли мост региону? На самом деле нужен как воздух. И речь в данном случае идёт в первую очередь вовсе не об удобстве простых граждан. Помимо стратегического значения, Сахалин для России имеет и огромное экономическое значение. Сегодня здесь работает множество предприятий лёгкой и тяжелой промышленности. В частности, хорошо развиты рыболовство, обработка дерева, а также добыча полезных ископаемых (газ, нефть, уголь). Одна, только горная добыча Сахалина имеет оборот порядка 660 млрд рублей в год. Таким образом мост нужен, но денег на него нет.
Свежие комментарии