На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фото-Мир и обо всем...

6 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ливень
    следующая тема для статьи - Средневековые болезни определившие речевой аппарат Европэйцев)))Средневековые сра...
  • Сергей Дмитриев
    Перестройка Горби породила  целую плеяду эластичных предателей. Иных уж нет, а те далече, но многие остались на слуху...Главные предатели...
  • Элеонора Коган
    Самой мерзкой была Тонька-пулемётчица.Главные предатели...

"СНЯТИЕ С КРЕСТА" в живописи

Картины иллюстрируют важнейший христианский догмат: искупление первородного греха смертью Христа.
О снятии с креста тела Иисуса (в связи с положением во гроб) упоминают все евангелисты: Матфей (Мф. 27:57-59), Марк (Мк. 15:43-46) и Лука (Лк. 23:50-54) сообщают о том, что тело Христа снял его тайный ученик Иосиф Аримафейский. Иоанн (Ин. 19:38) добавляет ещё одного участника снятия — Никодима. Ни один из евангелистов не говорит о том, что в снятии участвовали Богородица, жены-мироносицы, Иоанн Богослов, обыкновенно изображаемые в произведениях на эту тему. В средние века в связи со снятием тела большое внимание уделялось роли матери Иисуса. Примером может послужить анонимный текст XIV века Meditationes de Vita Christi, возможно его автором является Лудольф Саксонский. Существует мнение, что описание снятия тела Христа из этого произведения оказало влияние на многих художников:
Тогда Дева Мария благоговейно принимает его правую руку и прижимает её к своей щеке, смотрит на неё и целует её со слезами и печальными вздохами.

 

Рембрандт Харменс ван Рейн (1634) Эрмитаж

Тело Иисуса освещено снопом яркого света и пугает своей безжизненностью, Богоматерь лишилась чувств, а лица окружающих выражают лишь боязливую растерянность, недоумение и любопытство. На земле приготовлена ткань, на которой Иисус будет лежать, пока не воскреснет. В густом мраке царит лишь смерть, страшная в своей обыденности.

Рембрандт Харменс ван Рейн "Снятие с креста", офорт. С картины Рембрандта (оригинал - в старой Пинакотеке, Мюнхен)
Тема снятия с креста будет несколько раз рассмотрена Рембрандтом. Сам Рембрандт изображал себя на одной из весов с болезненным выражением лица, пытаясь удержать правую руку трупа. Лицо в тени - это автопортрет в молодости, также сохранившееся в Пинакотеке

Рембрандт Харменс ван Рейн

«Снятие с креста» — картина Питера Пауля Рубенса из собрания Государственного Эрмитажа
Картина написана около 1617—1618 годов, вероятно по заказу капуцинского собора в Лире близ Антверпена. В окончательной отделке картины принимали участие ученики Рубенса, в особенности Антонис Ван Дейк.

Питер Пауль Рубенс

Центральная панель триптиха кисти известного фламандского живописца Питера Пауля Рубенса, написанного в период с 1610 по 1614 годы. Картина является вторым большим алтарным образом Рубенса Собора Богоматери в Антверпене, (Антверпен, Бельгия), вместе с «Воздвижением Креста».

Полномасштабное изображение триптиха Рубенса

Ян Госсарт по прозвищу Мабюз,"Снятие с креста" (центральная часть триптиха). 1520—1521 Эрмитаж
Триптих в виде складня был создан в 1520—1521 годах по заказу испанского торговца Педро из Саламанки, проживавшего в Брюгге, и предназначался для семейной часовни в церкви августинцев в Брюгге

Левая створка триптиха Мабюза "Снятие с креста"

Левая створка триптиха Мабюза "Снятие с креста"

На переднем плане слева находится группа из четырёх женщин: упавшая в обморок Богоматерь окружена святыми жёнами, чьи фигуры скопированы Мабюзом с гравюры Маркантонио Раймонди «Снятие с креста». Согнувшийся мужчина справа, поднимающий терновый венец, — Иосиф Аримафейский. Выше Иосифа находится мужская фигура в тюрбане — считается, что это возможный автопортрет Мабюза.

В левой части фонового пейзажа показаны стены и башни Иерусалима; в правой части пещера с пустым Гробом Господним, возле него вновь находятся фигуры трёх Марий.

Рогир Ван дер Вейден Philadelphia Museum of Art

El Descendimiento, автор Роже ван дер Вейден, из Прадо

Алтарный образ (центральная часть триптиха, его боковые створки не сохранились) фламандского художника Рогира ван дер Вейдена, одна из вершин европейского изобразительного искусства XV века. В настоящее время хранится в мадридском музее Прадо.
Картина была заказана гильдией арбалетчиков Лёвена, в знак того, что картина заказана гильдией, в углах панелей изображены маленькие арбалеты.

Искусствовед Лорн Кэмпбелл так идентифицирует персонажей картины (слева направо): Мария Клеопова; святой Иоанн Богослов; Саломея-повитуха (в зелёном, поддерживает упавшую в обморок Деву Марию); Никодим (в красном) — держит тело Иисуса; молодой человек на лестнице — слуга Никодима или Иосифа Аримафейского; Иосиф Аримафейский (персонаж в тканых золотом одеждах); бородатый человек за Иосифом с сосудом, вероятно, ещё один слуга (сосуд — атрибут Марии Магдалины, содержащий «фунт нарда, очень дорогого», которым она помазала ноги Иисуса) и сама Мария Магдалин

Основной центр композиции — Христос и Дева Мария, упавшая в обморок. Ван дер Вейден нарушил ранее существовавшие каноны, придав телу Девы необычное для нидерландской живописи положение. Её фигура почти повторяет положение тела сына и символизирует мистическую преданность матери, высказанную ещё Фомой Кемпийским в трактате Imitatio Christi (1418).

Слёзы Марии Клеоповой.

Джотто, Пьетро Лоренцетти Basilica di San Francesco

Тинторетто

Джованни Доменико Тьеполо

Симоне Мартини. Алтарь Орсини. Снятие с креста. ок. 1333. Королевский музей изящных искусств Антверпена. Бельгия

Кошелев, Николай Андреевич

Чима да Конельяно

Франс Франкен Младший (Frans Francken II), 1581-1642. Фландрия.

Мозаика Сан Марко

Греческая икона

Представленный на всех картинах и иконах о снятии с креста Иосиф Аримафейский (ивр. ‏יוסף הרמתי‏‎) — иудейский старейшина, в гробнице которого был погребён Иисус Христос. Он упоминается всеми четырьмя евангелистами в повествовании о погребении Иисуса (Мф. 27:57; Мк. 15:43; Лк. 23:50; Ин. 19:38). История Иосифа получила большое распространение благодаря легенде о Святом Граале — чаше, в которую Иосиф собирает кровь Христа.

Караваджо Погребение Христа

Паоло Веронезе Оплакивание Христа

Вальдивьесо и Энарехос, Доминго

Фрески капеллы дель Арена (Скровеньи), Падуя 

Картина дня

наверх