На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фото-Мир и обо всем...

6 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Элеонора Коган
    И подходят для все, и в науке и  жизни!!!От полированных к...
  • Элеонора Коган
    Да, зеркала - это чудо!!!!От полированных к...
  • Ирина52
    Похоже, автор напрочь позабыл, сколько раз пришлось страну отстраивать после двух мировых войн кряду. ...Я уже не гов...Как в СССР искали...

«Сила духа из Сибири»: 8 примечательных деталей картины Василия Сурикова «Взятие снежного городка»

Идею запечатлеть традиционную забаву Сурикову подсказал младший брат

Работая над картиной, изображающей праздничную битву, художник смог одолеть тяжелую депрессию после смерти супруги Елизаветы в возрасте 30 лет от врожденного порока сердца. «Жизнь моя надломлена; что будет дальше, и представить себе не могу», — писал Василий Суриков брату в 1888 году, извещая его о смерти жены.

Суриков никак не мог оправиться от горя, потерял всякий интерес к жизни, с трудом работал. На следующий год родные уговорили живописца перебраться с детьми из Москвы в Красноярск, к матери. Там младший брат Александр подал ему идею для картины: штурм снежной крепости.

Традиционную игру сибирские казаки проводили в Прощеное воскресенье, последний день Масленицы. Для Василия Сурикова эта забава была одним из сильнейших впечатлений детства, к тому же он очень любил обычаи родных мест, и замысел увлек художника. Желая делать наброски с натуры, он нанимал добровольцев, которые сооружали снежные ворота и инсценировали сражение.

Осенью 1890 года Суриков вернулся с дочерьми в Москву, а в 1891-м закончил монументальное полотно «Взятие снежного городка». «Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез», — говорил он впоследствии поэту Максимилиану Волошину.

1. Городок. Крепость могла представлять собой единственную стену; главным элементом всегда были ворота, куда стремились прорваться атакующие. За стеной иногда помещали флаг, приз, например бочонок водки, или ледяной пиршественный стол с ледяными же яствами. Этнолог Наталья Велецкая установила сходство масленичных штурмов городка с состязаниями на языческих тризнах, притом что предназначение погребальных игр, по мнению историка Древней Руси Бориса Рыбакова, — отгонять смерть от людей, показывая их жизнеспособность.

2. Всадник. На картине показан финал игры, когда одному храбрецу удалось прорвать оборону и проскочить в ворота, обрушив верхнюю перекладину. Победителя обычно стаскивали с коня и долго валяли в снегу, а потом приводили в чувство и поили вином.

3. Лошадь. «Конь черный прямо мимо меня проскочил, помню, — рассказывал Суриков, как в детстве первый раз увидел штурм снежного городка. — Это, верно, он-то у меня в картине и остался».

4. Защитники. Стоя перед городком, они отбивались от нападавших снежками, шапками, прутьями и нагайками, а лошадей пугали шумом трещоток и холостыми ружейными выстрелами. Обе стороны действовали жестко, и участники забавы нередко получали травмы. Иногда игровое противостояние перерастало в серьезную потасовку.

5. Кошева. Так назывались в Сибири широкие и глубокие сани с плетеным кузовом, обитые кошмой для тепла. Катание на санях — еще одно масленичное развлечение, по мнению этнолога Веры Соколовой, оно связано с древним ритуалом плодородия.

6. Сани-розвальни. Низкие и широкие, использовались для перевозки и пассажиров, и громоздких грузов.

7. Зритель. В роли зеваки позировал автор идеи и брат художника Александр.

8. Девушка. Испуганную жестокой забавой барышню Суриков писал с племянницы Татьяны Доможиловой.

Картина дня

наверх