За более ста лет, прошедших с того дня, когда братья Райт впервые подняли в воздух крылатую машину, авиастроение сделало гигантский шаг вперёд. Сегодня боевые самолёты давно перешагнули рубеж скорости звука (1224 км/ч). Конечно, скорость звука зависит от многих условий и может незначительно колебаться. Мы будем использовать именно эти цифры для упрощения восприяти
Bell X-2
Первым аппаратом, достигшим в полёте скорости 3,0 Маха (3370 км/ч), стал экспериментальный самолёт Bell Aircraft Х-2. Главной задачей разработчиков Х-2 были исследования аэродинамики планера на больших высотах и скоростях. Строго говоря, считать X-2 военным самолётом можно с большой натяжкой – только потому, что испытывали его не гражданские пилоты. Максимальная скорость полёта научной лаборатории X-2 – 3911,9 км/ч.
North American X-15
Самую большую скорость (8225,28 км/ч) развил ракетоплан X-15, спроектированный инженерами фирмы North American. Такой результат был достигнут благодаря применению ракетного двигателя XLR-99, работавшего на спирте и жидком азоте. Лётчики, принимавшие участие в программе разработки и освоения самолёта, поднимались на нём на высоту 80-100 км. На скорости до 6,72 Маха Х-15 выполнял суборбитальный управляемый полёт. Целью программы 1959-1968 г.г. было изучение изменения физического состояния человека. Можно утверждать, что внедрение X-15 имело больше научное, чем военное значение.
Lockheed YF-12
Перед пилотами прототипа YF-12, спроектированного в 1963 году инженерами фирмы Lockheed, Минобороны США поставило единственную задачу – развить рекордную скорость. Во время испытательных полётов самолёт показал на высоте 27,6 км результат 3,35 Маха, или 4100,4 км/ч. Для тестирования использовался секретный полигон «Зона 51» (ныне авиабаза Эдвардс). Для ВВС эти исследования имели единственное практическое значение: разведывательный летательный аппарат на такой скорости и высоте не могла сбить ни одна ракета. Кроме военного ведомства заказчиком испытательных полётов на YF-12 было космическое агентство NASA. Программа исследований, во время которой было построено три прототипа, закрыта в 1979 году.
Lockheed SR-71A
28 июля 1976 года два пилота ВВС США, майор Дж.Т.Морган и капитан Э.В.Джорш подняли с аэродрома военно-воздушной базы Бил в Калифорнии уникальный самолёт SR-71A Blackbird. На замкнутом 25-километровом маршруте высотный стратегический разведчик «Чёрный дрозд» установил официальный рекорд скорости для серийных военных самолётов с прямоточными двигателями – 3529,56 км/ч. Корпус машины был изготовлен из титанового сплава. Впрочем, это не спасало от рекордного нагрева на высоких скоростях. Поэтому эксплуатационная база была ограничена всего 32 построенными самолетами. Да и стоил самолёт, введённый в строй в 1964 году, фантастически дорого. Решение о выводе из эксплуатации было принято после ввода в строй советского высотного перехватчика МиГ-31.
North American XB-70 Valkyrie
Один из самых примечательных летательных аппаратов в истории стратегической авиации США – шестидвигательный бомбардировщик XB-70. Разрабатывался, как прототип носителя ядерных бомб. Высокая скорость была нужна самолёту, чтобы быстро покидать зону поражения после сброса боезапаса. Ответственные элементы конструкции самолёта выполнены из уникальной инструментальной стали Н-11. Также применялись никель, титан, молибден. В 1965 году на высоте 21300 м над авиабазой Эдвардс прототип достиг скорости 3,0 Маха – 3672,0 км/ч. С 1964 по 1969 годы эксплуатировались всего две единицы. Первый самолёт потерян в авиакатастрофе 8 июня 1966 года. Второй борт является экспонатом Национального Музея ВВС США в Дейтоне, Огайо
МиГ-25
МиГ-25 – самый скоростной боевой самолёт в истории авиастроения, предназначенный для непосредственного контакта с машинами вероятного противника. Радары слежения однажды засекли полёт разведывательного Foxbat (классификация НАТО) B со скоростью 3395 км/ч. Техническое описание самолёта содержит данные о том, что он может развивать скорость, равную 3,2 Maxа – 3916,8 км/ч. На Е-266 (конструкторский код Миг-25П) установлено множество рекордов. Одно из достижений остаётся непревзойдённым до сегодняшнего дня. 21 августа 1977 года лётчик-испытатель, Герой Советского Союза А.В.Федотов поднял перехватчик без груза на высоту 37650 метро
МиГ-31
МиГ-31 совершивший свой первый испытательный полёт 16 сентября 1975 года. Уникальность самолёта – в его способности летать на сверхзвуковой скорости не только на высоте, но и у земли. Перехватчики МиГ-31 – основа ВВС ПВО России. Максимальная скорость полёта составляет 2,83 Маха (3463,9 км/ч). Во главу угла при его разработке была поставлена не скорость, а маневренность. 31-й способен выполнять боевые задачи, независимо от погодных условий.
McDonnell Douglas F-15
Этот самолёт – без преувеличения, самый популярный тактический истребитель в мире. С 1975 года он участвовал во всех военных конфликтах, где была задействована армия США. Находится на вооружении ВВС Израиля, Саудовской Аравии, Японии. Максимальная скорость – 2,5 Маха (3065,0 км/ч). За сорок лет эксплуатации многоцелевой самолёт 15 раз подвергался модификации. Его фантастическая маневренность заставила руководство СССР активизировать разработку адекватного ответа – истребителя четвёртого поколения. F-15 Eagle – один из самых надёжных американских самолётов. Одна катастрофа приходится на 50 тыс. лётных часов. Всего потеряно 117 единиц.
General Dynamics F-111
Среди самых быстрых военных самолётов есть и бомбардировщики. Один из самых популярных – F-111. Он легко развивает скорость 2,5 Маха (3060,0 км/ч). Может использоваться как стратегический (интердиктор), или тактический самолёт ближней разведки и РЭБ. При этом он способен поднимать в воздух внушительную боевую нагрузку 15 тонн. Отличительная особенность F-111 – низкая надёжность. Из 563 построенных бортов не менее 123 (21,8%) потерпели в разное время крушение. В разработке и строительстве самолёта принимали участие не менее полусотни фирм – производителей различного оборудования.
Су-27
Рассказывая о самых быстрых военных самолётах, не обойтись без взгляда на Су-27. Он – первенец советского военного авиастроения четвёртого поколения. Его скорость ничем не отличается от тех, какую развивают практически все современные военные летательные аппараты. Она ограничена 2,35 Маха (2876,4 км/ч). Изюминка Су-27 в том, что он стал родоначальником целой серии уникальных советских и российских военных самолётов поколений 4+ и 4++. Максимально облегчённый самолёт под маркировкой П-42 пилот Николай Садовников 27 октября 1986 года поднял на высоту 3 000 м всего за 25 секунд. Ни один серийный военный самолёт в мире не достиг сравнимой скороподъёмности. Несмотря на почтенный возраст, Су-27 в различных модификациях находится на вооружении в строевых авиачастях ВВС РФ
Ту-160
Среди современных бомбардировщиков первенство не только по скорости, но и по боевым возможностям принадлежит стратегическому ракетоносцу Ту-160. Его эксплуатация ВВС СССР началась в 1987 году. Наиболее важными характеристиками самолёта стали:
дальность полёта – 13950 км.;
тяга двигателей НК-32 на форсаже – 4х25000 кгс.;
боевая нагрузка – 45 т.
Максимальная скорость полёта составляет 2300 км/ч.
Обновлённый Блэк Джек (классификация НАТО), он же: “Белый Лебедь”, Ту-160М, получил цифровой комплекс авионики, новое радиоэлектронное оборудование. Первый испытательный полёт новой машины состоялся в январе 2018 года. Комплект боевой нагрузки дополнен полутонными высокоточными авиабомбами ОФАБ-500У. Упор сделан на принципиально новую техническую базу внутри исключительно удачного планера. Следующая модификация, Ту-160М2, должна быть оснащена бесплатформенной инерциальной системой навигации. Цифровым управлением будут оборудованы и другие важные узлы самолёта: контроля расхода топлива; управления вооружением; РЭБ. Силой мысли человек постоянно отодвигает границы познания всё дальше и дальше. На какой скорости он остановится – неведомо никому. Военные самолёты сегодня редко летают со скоростью, превышающей 2500 км/ч. Поэтому приведённый выше перечень будет пополняться крайне редко.
Свежие комментарии