История общественного туалета
В 1699 году, незадолго до основания Петербурга, прообразы общественных туалетов открыли в Москве по указу Петра I. Это были выгребные ямы с деревянными помостами. Очищали их с помощью ковша, а отходы вывозили в бочках за пределы города специальные люди — их называли золотари. Но санитарное состояние населенных пунктов не изменилось: люди высмеивали выгребные ямы и не хотели ими пользоваться, справляли нужду прямо на улицах, во дворах, в деревянных колодах извозчиков и арках Китайгородской стены. Нечистоты попадали в воду, что приводило к вспышкам инфекционных заболеваний.
В XIX веке Российскую империю охватила холера. Чтобы хоть немного улучшить ситуацию, в 1871 году в Петербурге открыли первый общественный туалет. Деревянное строение возвели у Михайловского манежа по проекту Ивана Мерца — соавтора Водонапорной башни. Ретирадник состоял из бревен, обшитых с обеих сторон досками, и стоял на каменном фундаменте. В нем были устроены два ватерклозета, писсуар и небольшая комната для сторожа. Помещение отапливалось, но баков не было, поэтому смыв происходил прямым напором воды из городского водопровода. В конце столетия по проекту Мерца построили еще четыре таких туалета: у Александринского театра, напротив Никольского рынка, у Львиного моста и на Малой Конюшенной. В это же время на улицах города стали появляться открытые писсуары: у Невы, Фонтанки, внутри Гостиного и Апраксина дворов, в Летнем саду.
XX век стал революционным в санитарном вопросе: в крупных городах наладили проточную канализацию. В Петербурге архитектор Алексей Зазерский по заказу купца Александрова построил три типовых туалета, похожих на особняки: в Александровском саду, у Благовещенского и Тучкова мостов. Уборные были разделены на четыре части: женскую, мужскую, для девочек и мальчиков. Также в них были устроены ниши-лоджии для ожидания транспорта в непогоду. Там, где еще не было канализации, устанавливали деревянные будки над выгребными ямами. В конце XIX — начале XX века в городе было около 40 благоустроенных отхожих мест.
В Москве в 1902 году открыли первый подземный туалет на Театральной площади. Сооружение возвели по проекту инженера Михаила Щекотова. В нем были мужское и женское отделения, а также два класса — платный и бесплатный. В первом посетителю выдавали полотенце, одеколон и мыло. Всего в то время в городе насчитывали около десяти общественных клозетов. Часть из них была оснащена техническими новшествами: вентиляцией, печным отоплением и электрическим освещением.
В 1917 году в городах деревянные общественные туалеты стали разбирать на дрова, а каменные переделывали под жилье. Ощутив нехватку отхожих мест, люди стали использовать в качестве уборных существующие постройки, например бастион храма Христа Спасителя в Москве.
В 1960 году в центре Петербурга насчитывали около 50 бесплатных уборных. Работу этих отхожих мест контролировал горком КПСС. В основном туалеты находились в подвальных или полуподвальных помещениях. Так как они были оснащены несколькими выходами, во время холодной войны их причислили к потенциальным бункерам. Но это далеко не единственные дополнительные их функции: в них торговали фарцовщики, оказывали интим-услуги, а участники гонимого советской властью ЛГБТ-сообщества искали себе партнеров. Массовое строительство туалетов началось в преддверии Олимпиады-80: в 1980 году в Москве было уже около 300 уборных.
Туалетный бизнес
После перестройки большую часть туалетов отдали в частные руки. В 1990-е содержать их было невыгодно из‑за высокой стоимости аренды и коммунальных услуг. Уборные начали перепрофилировать под кафе, рестораны, цветочные магазины и игорные клубы. Тем временем московские власти обязали весь общепит и стройки обзавестись уборными. Частники начали возить биотуалеты из‑за границы, и санитарное новшество быстро обрело популярность: кабины автономны и не требуют подводки коммуникаций, их можно ставить где угодно. Первые крупные заказы были сделаны в 1997 году к 850-летию Москвы и к пивному фестивалю в Петербурге. После этого определились ключевые игроки рынка: «Экосервис», «Той-Той» и «Биоэкология». Биотуалеты ставили в кафе, парках, на стройках. Сфера начала процветать «благодаря городским властям», отмечал гендиректор «Биоэкологии» Валерий Гвоздев. Компании предоставляли пластиковые кабинки в краткосрочную и долгосрочную аренду, откачивали отходы. Около 60% дохода санитарному бизнесу приносил съем кабинок на месяц и более. По данным «Коммерсанта», к примеру, выручка «Биоэкологии» за 2006 год составила 350 млн рублей.
В Москве в 2013 году на 11,9 млн человек функционировало около 3200 общественных туалетов: 510 городских и 2697 коммерческих. В Лондоне на тот момент было в два раза больше отхожих мест при населении 8,4 млн человек. Власти столицы пообещали, что к 2016 году число уборных вырастет до 4319. Департамент ЖКХ провел конкурс на десятилетнюю аренду земли для размещения 1200 платных туалетов. Аукцион выиграли «Комхоз-Сервис» и «Ст.Консалтинг», которые за 400 млн рублей арендовали у города 10 тысяч кв. метров под отхожие места. Эти компании устанавливали знаменитые «золотые» туалеты, стоимость каждого комплекса составила 3,5 млн рублей. Разовое посещение такой уборной тогда обходилось в 40 рублей. Инвесторы планировали заработать не только на плате за вход, но и за счет размещения рекламы на модулях и терминалов для пополнения услуг связи. Чтобы увеличить доходы, фирмы предлагали властям совместить уличные клозеты с буфетами и вендинговыми аппаратами, но эту идею не оценили. «В эти кабинки сложно зайти, плюс там довольно грязно. Услуга уличных туалетов весьма востребована, но ее нужно уметь качественно преподнести. И стоимость должна быть адекватна», — подчеркивал глава Департамента торговли и услуг Алексей Немерюк.
В то же время в столице открыли первый туалет в подземке. Владельцы карты «Тройка» могли бесплатно справить нужду в автоматизированной кабинке на станции «Проспект Мира». В ноябре 2015 года пилотный проект демонтировали. Первую платную умную уборную открыли в метро лишь через два года. Несмотря на то что аукцион на размещение ватерклозетов признали несостоявшимся, один из претендентов — ООО «Развитие города» — начал устанавливать комплексы. Эта компания основана Борисом Фоминым и Маратом Эртуевым. Последний является владельцем юридической компании «Тройка-консалт». Еще три года назад гендиректором ООО «Развитие города» был Дмитрий Цеханович — с 2013 по 2014 год он управлял «Комхоз-Сервисом» (по данным прошлого года эту должность занял Сергей Мокшанов). За 2021 год выручка ООО «Развитие города» составила почти 50 миллионов рублей, а чистая прибыль — 918 тысяч. Сегодня в метро работает 29 таких уборных, а плата за вход составляет 75 рублей.
Журналист Иван Голунов связывал владельцев «золотых» туалетов «Комхоз-Сервис» и «Ст-Консалтинг», а также управляющую ими ныне компанию «Орк» с бизнесменом Сергеем Гляделкиным, который мог вести общие проекты с младшим сыном бывшего генпрокурора России Игорем Чайкой.
Что происходит с туалетами в России сейчас, и как их нехватка влияет на туризм
В прошлом году Москва приняла почти 18 млн человек, а доход с турпотока составил 120,4 млрд рублей. Если учесть еще примерно 13 млн жителей, то 5754 туалета (сюда входят торговые центры и кафе) кажется совсем небольшим количеством. Если акцентировать внимание только на городских бесплатных общественных туалетах, находящихся в ведении ГБУ «Доринвест», уборных будет в десять раз меньше — 227 стационарных и 276 передвижных.
В Петербурге и вовсе еще недавно все городские туалеты были платными — 30 рублей за вход. «Явное улучшение ситуации жители и туристы почувствовали лишь в 2022 году, когда с них перестали брать деньги за справление нужды. Правда, до заветной цифры в один туалет на каждые 500 метров все равно дойти не удалось», — подчеркивает Александр Семенов. По данным за прошлый год, «Водоканалу», который отвечает за городские уборные, принадлежало 790 стационарных и передвижных туалетов. Если посчитать торговые центры, кафе и рестораны и прочие общественные пространства, в Петербурге 7828 уборных при населении 5,6 млн человек и более 8 млн туристов за год. Подчеркивают нехватку отхожих мест жители исторического центра. Нет туалетов и у некоторых достопримечательностей: например, отсутствует уборная при музее «Домик Петра I».
Решая санитарный вопрос, экскурсионные туры не укладываются в тайминг. О том, что хороших туалетных практик в наших туристических городах практически нет, говорил урбанист Петр Иванов. Работая над проектом «Малые города и исторические поселения» Минстроя РФ, он фиксировал сформировавшийся запрос на туалеты в общественных пространствах.
Главный архитектор службы технического заказчика «А101», экс главный архитектор города Гатчины, выпускница программы «Архитекторы.рф»
«Я возглавляла отдел по развитию комфортной городской среды в Центре компетенций Ленинградской области. Однажды мы занимались благоустройством центральной улицы в Новой Ладоге — тогда это был малый убывающий исторический город. Провели опрос среди жители и выяснили: туристы есть, но они не останавливаются здесь, а если и приезжают, то не тратят деньги. Здесь были развлечения, сувениры, но общественных туалетов не строили. Вместо посещения достопримечательностей человек убивал время на поиск ближайшей уборной. Мы сделали платный чистый нужник, и сегодня он пользуется спросом. Это сыграло свою роль: сейчас в городе есть стабильный туристический поток».
Проблема отхожих мест характерна не только для России. Например, лишь в начале XXI века за этот вопрос всерьез взялся Китай. Власти задумались о «туалетном имидже» сразу после того, как в 2000 году КНР выиграла право на проведение Олимпийских игр-2008 в Пекине. К масштабному событию в столице модернизировали 452 уборные в самых посещаемых туристических местах, но этого было недостаточно: в городе насчитывали 6800 точек на 10 млн жителей. Позже правительство выделило порядка 3 млрд долларов на решение проблемы. С 2015 по 2017 год на территории государства построили более 68 тысяч доступных уборных в городах и деревнях: в парках, при музеях и храмах.
Произойдет ли «туалетная революция» в России?
Чтобы туалеты появлялись, они должны приносить деньги, считает Елизавета Гречухина. «Мне кажется, уборные могут хорошо работать в связке с другим бизнесом. Если мы делаем общественное пространство с кафе и отхожим местом — это уже рабочая модель. Сегодня некоторые российские девелоперы продумывают нужники в местах общего пользования на первых этажах. Это важная история для маломобильных граждан: пенсионеров, родителей с детьми», — добавляет она.
Руководитель мастерской деревянной архитектуры, преподаватель МАРШ, выпускник и тьютор программы «Архитекторы.рф» Евгений Макаренко уверен: «В нашей стране за всю историю было не так много общественных ватерклозетов, отсюда нет привычки аккуратно ими пользоваться. С другой стороны, туалет — это полноценное общественное здание с определенным уровнем комфорта круглый год. Это влечет за собой необходимость в сложных инженерных решениях не только в части канализации, но еще и по отоплению и вентиляции. В итоге публичная уборная становится дорогим удовольствием. Предпринимателям содержать их невыгодно, у муниципалитетов часто это не первоочередной вопрос.
Чтобы произошла „туалетная революция“ в России, нужна синергия — запрос от горожан на наличие общественных уборных, практика аккуратного пользования удобствами, а также средства и силы муниципалитетов на строительство и обслуживание сооружений. Мало сделать приятный туалет, самая большая ценность — постоянная поддержка уровня чистоты и комфорта».
Свежие комментарии