На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фото-Мир и обо всем...

6 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Людмила Лиханова (Беговщиц)
    Интересно, профессионально...но почти все они похожи на старых наркоманок...грехи у всех на лицахКрасота и сила не...
  • Элеонора Коган
    И знаменитости здесь, да и сама Москва показана безо всяких прикрас.Какой была Россия...
  • Элеонора Коган
    Отличные исторические кадры!!!!Какой была Россия...

Самая древняя картина в мире - ей 2500 лет

Самой старой картине в мире примерно 2,500 лет. Где она хранится, что на ней изображено и по какому поводу она создана?

А как же всякие пещерные росписи, например, в Альтамире, спросите вы? Нет, слово «картина» к ним не подходит, пещерные росписи именно что росписи, можно сказать даже, «фрески».

Как же отличить конкретно картину от других видов живописи? Очень просто: традиционно «картина» — это то, что можно взять и унести с собой, станковая живопись (то есть живопись на станке-мольберте).

Итак, что же является самой древней «картиной» в мире — плоской штуковиной, покрытой краской с изображением, которую можно поднять и переставить? Разумеется, она происходит из Древней Греции, ибо все европейское искусство имеет корни оттуда.

Называется это — «таблички из Пицы» и, если быть точными, представляет собой не 1 картину, а 4 фрагмента.

Экспонат витрине Археологического музея Афин, инв. NAMA Nr. 16464
Экспонат витрине Археологического музея Афин, инв. NAMA Nr. 16464

Пица (Πιτσά) — название деревни у Сикиона, вблизи Коринфа, где эти таблички были обнаружены. Любопытно, что по Плинию Старшему, древние греки считали, что станковая живопись была изобретена в Сикионе, недалеко от Пицы. Находка была сделана в 1935 году.

Судя по стилистике, росписи на этих табличках были сделаны в 540–530 годах до н.э. Они принадлежат к архаическому периоду греческого искусства. От этой эпохи греческого искусства, вообще, сохранилось много, но в своей массе всё нарисованное — это лаконичная вазопись, которую в ту эпоху выполняли в одном-двух цветах. (Полихромную вазопись греки начали делать очень-очень поздно, уже ближе к началу н.э.).

Подавляющиее большинство греческих рисунков периода архаики выглядят так лаконично.

Подавляющиее большинство греческих рисунков периода архаики выглядят так лаконично.

Поэтому находка этих цветных табличек вызвала, конечно, сенсацию. Она доказывает, например, то, что эта лаконичная монохромность — не принципиальная позиция древних греков, а просто до нас сохранились сущие крохи. (Напомню, что в массе станковая эллинистическая живопись сохранилась только от первых веков после Рождества Христова — портреты из Фаюма; а от более раннего периода есть лишь несколько глиняных метоп из Афин).

Живопись, уцелевшая на одной из табличек, в самом уголке

Живопись, уцелевшая на одной из табличек, в самом уголке

Это деревянные досочки, покрытые стукко (белый фон, минеральное связующее — гипс). Рисунок на них выполнен минеральными пигментами. Как и в вазописи, художник нарисовал контур, а потом его раскрасил. Используются только восемь цветов (черный, белый, синий, красный, зеленый, желтый, фиолетовый и коричневый) без каких-либо оттенков или градаций. Краски очень яркие до сих пор.

Из четырех табличек живопись почти целиком сохранилась только на одной. На второй табличке — только в самом уголке, с изображением нескольких женщин. Два других фрагмента даже разглядывать неинтересно — там видны только фрагменты подолов одежд, если я правильно разбираю.

О сюжете мы можем судить только по самой сохранившейся табличке. Помогает то, что на ней есть надписи. Здесь изображена жертвенная процессия, в которой участвуют женщины-участницы ритуала, и сопровождающие их музыканты с флейтой и лирой. Мальчик ведет ягненка, видно, для жертвоприношения. Крайняя справа женщина выливает что-то на алтарь — тоже часть ритуала.

Надпись с помощью архаического коринфского алфавита содержит имена посвящающих женщин (Ehdydikas, Echolis, Ethelonia), и гласит, что табличка или изображенная жертва посвящены нимфам EYEKEN TIS NYMFAIS. (Любопытно — не верховным богам с конкретными именами, а низшим женским божествам; впрочем, в архаическую эпоху их культ мог иметь какие-то свои особенности). Имени художника или судьи не уцелело, от этой надписи сохранилось только происхождение: "Коринфянин".

На второй табличке, которая с уголком, надпись тоже уцелела: она также относится к нимфам. Данные таблички являлись вотивными предметами — то есть, такой формой жертвоприношения божеству (не свечку поставить, а нечто подороже, но не очень дорогое, вот как гранатовый браслет на икону повесить). Подобные жертвенные предметы, на хрупком дереве и с помощью хрупких красок, были дешевы, и их жертвовали в святилища достаточно бедные слои населения. Люди побогаче вкладывали в храмы бронзовые статуи, вазы, ювелирные украшения.

Обратите внимание, что пещера, где нашли таблички, много веков служила религиозным святилищем, и ученые нашли в ней еще множество других предметов (фрагменты ваз, статуэток, медные вещи, украшения, фигурки животных и т.п.). Поклонялись в ней нимфам, Пану, фавнам — низшим божествам, поэтому вещи все эти были очень простенькими и дешевыми.

Очень жаль, что сохранилось так мало подобных «картин»: увы, дешевизна материала. Кстати, вам не напомнило это бересту? Лишь уникальные природные условия и стечение обстоятельств позволило и всем этим артефактам уцелеть.

Картина дня

наверх