На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фото-Мир и обо всем...

6 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Людмила Лиханова (Беговщиц)
    Интересно, профессионально...но почти все они похожи на старых наркоманок...грехи у всех на лицахКрасота и сила не...
  • Элеонора Коган
    И знаменитости здесь, да и сама Москва показана безо всяких прикрас.Какой была Россия...
  • Элеонора Коган
    Отличные исторические кадры!!!!Какой была Россия...

Почему при спуске корабля на воду о борт разбивают шампанское?

За всю историю своего существования человечество придумало много интересных традиций, обычаев. Одни нас готовы сильно удивить, другие веселят и радуют. Ещё в эпоху СССР мы часто видели документальные репортажи в новостях про спуск на воду очередного ледокола или научного корабля. И всегда о его борт разбивали дефицитную ёмкость с праздничным напитком, это смотрелось зрелищно. 

 

Почему при спуске корабля бьют именно шампанское?

Описать эту процедуру можно терминами “весело”, “эффектно”, “символично”. И это понятно: постройка нового корабля – событие грандиозное! Для многих это главное жизненное свершение, большая удача или очередной этап судьбы. 

Кто придумал традицию?

Она была во все времена, у разных народов. Древние греки украшали нос судна цветами и оливковыми ветвями, пили много вина и веселились. Видимо портить спиртное было жалко, поэтому посудину омывали обычной водой. В Вавилоне приносили в жертву быка, а турки кололи барашка. Спуск нового корабля имел религиозный подтекст: владельцы хотели получить благословение у всевышних сил. В средневековой Европе просто усердно молились, поливая палубу святой водой. Самый большой вклад в популяризацию этой традиции был сделан англичанами. И это понятно – несколько веков эта страна была морской хозяйкой. Но если быть более точным в описании церемонии – спуск корабля был простой пьянкой. И пили спиртное из дорогих кубков, которые потом выбрасывали за борт.

Счастливчики иногда умудрялись их ловить, проводя монетизацию удачи. Всё дошло до того, что посуды просто перестало хватать: число кораблей и желающих повеселиться было всё больше. Было решено заменить пьянку традицией разбивать бутылку вина о борт плавучего средства. 

Что было до шампанского?

Примерно 150 лет назад обычай прижился в США. Били всё – виски, бренди, коньяк, джин. Кто первым разбил шампанское – вопрос исторический. Небольшой перерыв был в тридцатые годы. Сухой закон в Штатах вынудил крестить суда водой. Иногда в ход шёл яблочный сидр – он немного похож на шипящий праздничный напиток. Пока производство алкоголя было в руках у мафии, Европа активно била настоящее шампанское. 

Когда было разбито первое шампанское?

Официальная дата дебютной разбитой бутылки шампанского – 1890 год. Это был спуск на воду американского военного корабля “Майн”. В этом же году был окончательный отказ от дерева в пользу стали: теперь все суда были железные. Да и не всякая бутылка способна разбиться о деревянный борт. 

Броненосный крейсер «Мэн», англ. USS Maine, ACR-1 

Занимательные факты о традиции

Есть один маленький секрет – в дело принято пускать бракованные бутылки. Для производства этого элитного напитка используют прочное стекло. Оно может остаться целым в торжественный и ответственный миг. А вот “подгулявший” образец не жалко – он не подведёт. Если претендента нет, то просто подпиливают нормальную тару. А привязанный к горлышку бант увеличивает шансы разрушения. Можно просто обмотать стекло бумагой, заложив камень или стеклорез.

В некоторых гротескных американских комедиях есть сцена, когда бутылка с шампанским не разбивается, а просто пробивает насквозь борт новенького корабля. Курьёзов и в реальности хватает – бутылки отвязываются и падают в воду, не долетают до поверхности судна, бьются без эффекта.

Были реальные случаи, когда стекло было слишком прочным, бутылка просто отскакивала, как футбольный мяч от стены. В 1961 году подобный факт был с подводной лодкой “К-19”. В первом боевом походе на борту субмарины произошёл страшный пожар и авария атомного реактора.

Есть более свежий пример – в 2005 году не разбилась бутылка при спуске на воду круизного лайнера “Коста Конкордия”. Через семь лет красавец сел на мель у итальянского острова Джильо. Его пришлось разобрать.

В судостроении и морском деле есть много традиций. Можно упомянуть церемонию закладки первой доски при начале строительства нового судна.

Разбитая бутылка с дорогим напитком – это символ того, что корабль готов к большим походам. Человеку всегда было свойственно приносить жертвы, проводить ритуалы. В нашем случае цена спиртного и стоимость судна несоизмеримы. Во все времена и века люди как-то праздновали возможность ходить морем, отправляться в дальние страны, перевозить грузы. Многие религии считают это событие крещением плавсредства.

Традиция бить шампанское – это не столько спуск судна на воду, сколько празднование первого рейса корабля или подводной лодки! 

Картина дня

наверх