На протяжении веков женщины были гораздо меньше заметны в искусстве, чем мужчины. Талантливым художницам приходилось прилагать в разы больше усилий, чтобы только получить право заниматься творчеством, еще больше — чтобы добиться признания. Однако они смогли привнести в искусство не меньше, чем коллеги-мужчины.
В этой публикации мы собрали 7 историй выдающихся художниц разных эпох.
Артемизия Джентилески (1593–1656)
Артемизия Джентилески родилась в Риме в семье художника и с юных лет начала проявлять творческие способности. Когда ей было около 20 лет, ее изнасиловал друг отца, и тяжелые чувства по поводу произошедшего и последовавшего унизительного суда Артемизия выразила в картине «Юдифь, обезглавливающая Олоферна», на которой ветхозаветная героиня пронзает мечом человека, очень напоминавшего обидчика художницы. Впоследствии в своем творчестве Джентилески не раз обращалась к образам сильных женщин — Есфирь, Клеопатры, Царицы Савской.
Одна из самых известных ее картин, «Сусанна и старцы», написана по мотивам эпизода из «Книги Даниила». На ней два немолодых мужчины домогаются до юной купальщицы. Благодаря яркому таланту Артемизии удалось добиться признания, и она стала первой женщиной, избранной в члены Академии живописного искусства во Флоренции.
Элизабет Виже-Лебрен (1755–1842)
Талант француженки заметил ее отец и всячески поощрял его развитие. Элизабет стала одной из самых знаменитых портретисток своего времени, обогнав по популярности многих коллег-мужчин. Ее герои выглядят живыми и естественными не только из-за уникального мастерства художницы, но и тонкого подхода к каждому клиенту во время позирования. Элизабет попала в Королевскую академию живописи и скульптуры благодаря французской королеве Марии-Антуанетте — та была большой поклонницей ее таланта.
В первой же работе художница решила позлить академиков, изобразив обнаженную женскую грудь. Элизабет еще раз шокировала публику, когда на автопортрете с дочерью изобразила себя с приоткрытым в улыбке ртом. Это было практически скандально — по канонам того времени так писать было не принято. Такая эпатажность не помешала Виже-Лебрен стать портретисткой Марии-Антуанетты. После революции во Франции художница на время перебралась в Россию, где писала портреты знати и членов царской семьи.
Мэри Кэссетт (1844–1926)
Переезд на другой континент ради карьеры, которую не одобряют родители, и сейчас считается бунтарским поступком, а в XIX веке это было революционным решением, особенно для молодой женщины. Мэри Кэссетт перебралась в Париж из США в 22 года.
До этого она пыталась получить образование в сфере искусства на родине, но неравное отношение к студентам разных полов угнетало ее. Девушкам не разрешалось писать с обнаженных моделей, как делали это мужчины. Зато во Франции Кэссетт быстро влилась в импрессионистское течение. Темой для творчества она выбрала жизнь женщин и изображала ее с восхищением, но без романтизации и прикрас.
Джорджия О’Кифф (1887–1986)
Дочь молочных фермеров смело решила посвятить творческую жизнь модернизму и абстрактным образам, в то время как многие ее американские коллеги оставались привержены более традиционным формам.
Больше всего О’Кифф знаменита картинами с изображением цветов. Многие зрители и критики предлагали интерпретировать их как аллюзии на женские гениталии, но сама художница выступала против такого видения, утверждая, что это лишь цветы. Однако их чувственность была очевидна. О’Кифф часто сталкивалась с отсутствием равноправия в мире искусства и наотрез отказывалась участвовать в выставках только для женщин.
Фрида Кало (1907–1954)
Сейчас сложно представить, но при жизни обладательница одного из самых известных имен в искусстве была знакома публике в первую очередь как жена испанского художника Диего Риверы. Ее гениальность по-настоящему начала открываться в 1970-х. Творчество Фриды предсказало остроту вопросов о женской независимости, гендерной идентичности и неоднозначности сексуальности.
Мексиканка настойчиво отказывалась от звания сюрреалиста, указывая на то, что она рисует «не сны, а свою реальность». Действительно в своих работах она изображала физическую боль, которая преследовала ее после страшной аварии, и моральную, вызванную проблемами в отношениях с мужем.
Марина Абрамович (1946)
Сербская художница справедливо зовется «бабушкой искусства перформанса». Уже пять десятилетий она исследует человеческую природу, отношения и выносливость тела через работы, которые с годами не становятся менее захватывающими и смелыми. В 1974 году она устроила шестичасовой перформанс, во время которого стояла неподвижно, а зрителям разрешалось делать все что угодно с ее телом. Для этого можно было использовать 72 предмета, в числе которых были мед, вино, перо, роза, ножницы, скальпель, металлический прут. Чем дольше продолжался перформанс, тем глубже раскрывалась пугающая сущность людей, которые становились агрессивнее с каждым часом. В 2010 году в Нью-Йорке Абрамович приглашала желающих сесть за стол напротив и безмолвно посмотреть ей в глаза. В перформансе неожиданно поучаствовал бывший возлюбленный Абрамович, растрогав ее до слез.
Яеи Кусама (1929)
Японская художница начала видеть галлюцинации в раннем возрасте, и рисование стало способом справляться с ними. Неизвестно, что стало катализатором ментальных проблем Яеи — поразительно жестокая мать или какая-то болезнь мозга — но именно они определили направление ее творчества. Кусама начала покрывать работы красным узором горошек, который видела в галлюцинациях, и он стал ее фирменным знаком и предвосхитил направления минимализма и поп-арта.
Кусама — одна из самых дорогих ныне живущих женщин-художниц. Ее работы уходят с молотка за миллионы долларов. Яеи уже много лет живет в токийской психиатрической клинике, но ни этот факт, ни весьма преклонный возраст не мешают ей продолжать творить.
Свежие комментарии