На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фото-Мир и обо всем...

6 687 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Светлый
    Израиль надо депортировать в СШАИстория советских...
  • Людмила Лиханова (Беговщиц)
    Чем меньше жЫдов в России тем легче жить простому народу. Мудрые правители Российской империи а также главы разных го...История советских...
  • Элеонора Коган
    Да, яркая была личность!!!!Крупская: мама с...

Кукольный домик Павла Нащокина

Павел Воинович Нащокин родился в 1801 году в семье веселой и незаурядной. Его отец, Воин Васильевич, женился на его матери, через сутки после знакомства, случайно попав в дом, где она жила и своим напором убедив родителей невесты согласиться на такой скорый брак. Шумный, горячий, изобретательный нрав отца передался и сыну.

Павел Нащокин был известен в своем кругу человеком сумасбродным. Но, благодаря обаянию у него всегда было много друзей, например, такие известные люди, как Денис Васильевич Давыдов, Василий Андреевич Жуковский, Петр Яковлевич Чаадаев, Александр Сергеевич Пушкин.

С Александром Пушкиным Павел Нащокин познакомился еще в детстве, когда оба проходили обучение в Царском Селе (Нащокин получал тогда образование в Благородном пансионе при Лицее). Дружба же началась значительно позже, когда Пушкин вернулся в Москву после ссылки в Михайловское, и продолжалась до самой смерти поэта в 1837 году.

Пушкин писал жене о своем визите к другу: «Нащокин занят делами, а дом его такая бестолочь и ералаш, что голова кругом идет. С утра до вечера у него разные народы: игроки, отставные гусары, студенты, стряпчие, цыгане, шпионы, особенно заимодавцы. Всем вольный вход. Всем до него нужда. Всякий кричит, курит трубку, обедает, поет, пляшет; угла нет свободного - что делать?.. Вчера Нащокин задал нам цыганский вечер; я так от этого отвык, что от крику гостей и пенья цыганок до сих пор голова болит».

Павел Воинович действительно очень любил развлекать гостей, да и себе он то и дело придумывал увлечения. Современники вспоминали, как страстно Нащокин увлекался покупкой разных безделушек – покупал за огромные деньги вазы, подсвечники, даже огарок свечи, перед которым репетировала когда-то роль Асенкова, известная актриса. Став хозяином купленной вещицы, Нащокин вполне мог после подарить ее одному из своих знакомых.

По-другому обстояло дело с созданием и наполнением кукольного домика Нащокина, знаменитого как в столице, так и за ее пределами.

Нащокину пришла в голову идея создать уменьшенную копию своей квартиры в Москве в Воротниковском переулке, неподалеку от Триумфальной площади. Домик состоял из всех комнат, полагающихся жилью дворянина того времени – от гостиной до буфетной. Каждое из помещений было обставлено как полагается – на полу ковры, на потолке и стенах – люстры и канделябры, мебель изготавливалась в мастерских братьев Гамбс, а фарфоровый сервиз – на заводе Попова.

Даже генеральские ботфорты были поручены настоящему сапожнику, да не простому, а самому лучшему – мастеру Полю. Нащокин наполнял дом предметами, которые не только полностью повторяли убранство его квартиры, но и были самыми что ни на есть настоящими, действующими: в маленьком самоваре можно было кипятить воду, маленький пистолет мог стрелять, а рояль – издавать звуки. Вера Александровна, жена Нащокина, играла на нем вязальными спицами.

Картины в золоченых и серебряных рамах были написаны настоящими художниками, а обеденный стол был полностью сервирован – в том числе фужерами, бокалами и столовыми приборами.

 

Нетрудно догадаться, что домик и его наполнение влетали хозяину в копеечку – на всю затею Нащокин потратил около сорока тысяч рублей, деньги, на которые вполне можно было приобрести настоящий дом. При этом всю свою жизнь он жил на съемных квартирах, а наследства родителей, будучи младшим сыном, оказался лишен, поэтому постоянно испытывал недостаток в средствах.

Нестабильность финансового положения, постоянные карточные долги, в которых порой на помощь приходил Пушкин, другой неисправимый игрок, привели к тому, что в конце тридцатых годов домик пришлось заложить. Выкупить его Нащокин так и не смог, и более полувека раритет провел в кладовых ростовщиков.

Лишь в начале двадцатого века благодаря коллекционеру и художнику Сергею Александровичу Галяшкину нащокинский домик получил заслуженную славу. В 1910 году благодаря Галяшкину была организована выставка в Академии наук, а позже домик стал частью экспозиции Исторического музея.

В 1937 году к годовщине смерти поэта нащокинский домик был передан Музею А.С. Пушкина. В 1941 году вместе с другими экспонатами он был отправлен в эвакуацию в Ташкент, после окончания войны вернулся и с 1967 года находился в церковном флигеле Екатерининского дворца в городе Пушкине. Последние двадцать лет рассмотреть детали интерьера и заглянуть в комнаты, хранящие историю, можно в Санкт-Петербурге, на Мойке, 12, в одном из зданий Всероссийского музея А.С. Пушкина.

К настоящему времени сохранилось 611 предметов, составляющих коллекцию кукольного домика Нащокина, включая и фарфоровые фигурки самого хозяина, Пушкина и Гоголя.

Гостеприимство Нащокина пережило его самого более чем на полтора века. В гости к этому радушному человеку можно заглянуть и сейчас, чтобы не торопясь рассмотреть интерьеры квартиры, где каждый предмет хранит память о целой исторической эпохе и о людях, которые ее прославили.

Картина дня

наверх