На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фото-Мир и обо всем...

6 690 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Светлый
    а глаза все-таки интереснее, в них жизнь и ...Почему мужчины на...
  • Виктория Иванова
    Ну любят и любят, что естественно и Ким Кардашьян тут не причем, а этим, "британским" ученым, лишь бы помусолить каку...Почему мужчины на...
  • АндрейБорков
    Как Брежнев стал ...

Проклятые картины

 

Среди некоторых людей бытует поверье, что человек или изображение на какой-нибудь картине могут оказывать магическое воздействие на ее обладателя. Существуют картины, за которыми закрепилась дурная слава. Как это могло случиться?

Судьба натурщиков

Начнем с самого простого. С некоторыми людьми, которые позировали художникам, почему-то случаются странные вещи.

Очень часто они преждевременно умирали. Приведу несколько примеров.
В 1797 году Владимир Боровиковский написал портрет княгини Марии Лопухиной. С портрета на нас смотрит чуть загадочно красивая молодая девушка. Вскоре после того, как портрет был написан, у княгини начались проблемы со здоровьем. Доктора поставили страшный диагноз: чахотка (туберкулез легких). В 18 веке эта болезнь была неизлечимой. Мария вскоре умерла, прожив очень короткую, но несчастливую жизнь.

 

Портрет княгини Лопухиной восхищал не только современников. Например, сто лет спустя, поэт Я. Полонский посвятил Марии такие замечательные стихи:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали.
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Но с этим портретом связана и другая странная история. Отец княгини Марии был большим поклонником всякой мистики и членом масонской ложи. Люди поговаривали, что ему удалось «вселить» дух умершей дочери в изображение на портрете, и если кто-то из молодых девиц на выданье посмотрит на портрет, то ее ждет неминуемая смерть. Якобы портрет княгини сгубил больше десятка молодых любопытных дворянок. В 1880 году полотно было куплено для Третьяковской галереи и выставлено для посетителей. С этого момента разговоры о проклятии, висящем над этой картиной, поутихли.
Не повезло и многим натурщикам, которые позировали И.Е. Репину. Например, художник обратился к известному хирургу Н.И. Пирогову с просьбой о нескольких сеансах для написания его портрета. Николай Иванович согласился. Вскоре портрет был закончен, а через день хирург скончался. 

Произошло это 23 ноября 1881 г. Такая же участь постигла и знаменитого композитора М.П. Мусоргского. Его портрет был закончен 5 марта 1881 года, а 28 марта он умер.

В 1909 году Государственная Дума заказала Илье Ефимовичу портрет П.А. Столыпина. В начале художник хотел отказаться из-за несогласия с политикой царского правительства, но в следующем году ему все-таки пришлось взяться за эту работу. В 1910 году портрет был закончен, а через год Столыпин был застрелен в Киеве. 

Это грустное перечисление натурщиков И.Е. Репина можно было продолжить. После позирования художнику около десяти человек скоропостижно скончались.

Проклятые картины

Картина «Поклонение волхвов» была создана Питером Брейгелелем Старшим в 1564 г. В картине художник показал, что рождение ребенка не приносит радости, если кругом война, и люди убивают друг друга. Смысловым центром картины служит печальная Дева Мария с младенцем. В качестве натурщицы Питер пригласил свою кузину. По преданию, его двоюродная сестра долгое время не могла забеременеть от своего мужа, и ее бесплодие стало передаваться другим женщинам.

По легенде, «Волхвы» попадали к разным коллекционерам, и после этого в их семьях переставали рождаться дети. В середине 17 века картина была куплена Я. Кампеном. Он не побоялся дурной славы картины, потому что в его семье уже было несколько детей. В настоящее время полотно Питера Брейгеля Старшего находится в Лондонской национальной галерее.
Картина «Венера с зеркалом» была написана Д. Веласкесом около 1650 г. На ней изображено удивительно красивое и грациозное тело молодой женщины. Это картина прославилась тем, что ее владельцы разорялись, как только они приобретали это полотно.

Первым ее владельцем был мадридский купец. После покупки вожделенной красавицы он очень быстро разорился: суда с его товарами захватили пираты. Тогда он быстренько распродал остатки своего имущества, чтобы расплатиться с долгами.
Картина перекочевала к новому владельцу, который тоже занимался торговым бизнесом. Не успел он вдосталь насладиться новым приобретением, как в его склад с товаром ударила молния, и он потерял все в одночасье. Картина была выставлена на аукцион, где ее купил богатый ростовщик. Через неделю в его дом залезли воры, хозяина убили и удалились, прихватив сундучок с золотом.
Наследники убитого никак не могли продать картину, о которой уже шла дурная слава. В конце концов, они подарили ее музею. После долгих скитаний по свету в 1813 картина попала в Англию, где была приобретена Лондонской Национальной Галереей.
Сто лет спустя с картиной случилось несчастье. Какая-то фанатичка пришла в музей с большим ножом и несколько раз ударила им по картине. Картину удалось отреставрировать, и сейчас она является гордостью лондонского музея.
Картина «Водяные лилии (облака)» была написана Клодом Моне в 1903 г. Окончание работы над «Лилиями» было ознаменовано дружеской пирушкой, которая внезапно была прервана пожаром в мастерской художника. Его быстро погасили и забыли, но ненадолго…

Картину прикупил один хозяин для своего питейного заведения на Монмартре. Через месяц в кабаре случился сильный пожар, но полотно успели вытащить из огня.
После этого происшествия картину продали на аукционе, и новым владельцем стал известный парижский меценат. Через несколько месяцев его дом сгорел, причем пожар начался в кабинете, где висела злополучная картина. И на этот раз полотно удалось спасти. Но за картиной уже прочно закрепилась слава пожароопасной.
В 1958 г. «Лилии» приобрел Нью-Йоркский музей современных искусств. И что вы думаете? Через три месяца в зале, где висела картина, случился пожар, который сильно повредил картину…
Многие полотна имеют дурную славу. Почему-то так получилось, что на протяжении веков люди связывали произошедшие несчастья с какими-то определенными картинами. Это стечение обстоятельств, или кто-то, действительно, «напустил порчу» на ту или иную картину? Остается также загадкой, почему некоторые натурщики заканчивали свой земной путь сразу после того, как их портреты был закончены. Есть над чем поразмышлять...

 

 

Картина дня

наверх