На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фото-Мир и обо всем...

6 689 подписчиков

Свежие комментарии

Чистый цвет: как обрабатывать так, чтобы результат выглядел естественно

Цвет — один из самых важных компонентов стиля фотографа. Сейчас в тренде «чистый цвет» — то есть такой, который выглядит максимально естественно. О том, что такое чистый цвет, может ли он сочетаться с авторским стилем и вообще какой-либо обработкой и о том, как заполучить себе того самого единорога, читайте в этом материале.

 

Что такое чистый цвет

Сейчас будет длинная преамбула. Чистый цвет часто вообще противопоставляют любой обработке в принципе. Но на деле всё не так просто и однозначно. Есть совершенно оторванное от реальности мнение, что «чистый» — это значит «необработанный». Тот, который снимает камера. Увы, это абсолютный карго-культ. Попробуйте снять в солнечный день пару картинок с балансом белого, настроенным на пасмурный день. Всё зальёт паразитным жёлтым, какой уж тут чистый цвет. А девушку среди зелени снимали? Тогда вы точно знаете, что такое болезненные зелёные рефлексы на коже.

Автоматика также не всегда справляется с цветом хорошо. Очень многое зависит от условий съёмки, света, его качества, цвета и направления. Более современные беззеркалки, способные распознавать сцену, с балансом белого справляются лучше, но о совершенстве речи не идёт.

Более того, то что мы видим глазами, мы видим не только глазами. Мы видим связкой глаз+мозг, поэтому разные люди видят разное количество оттенков, кто-то видит больше мелких деталей, кто-то воспринимает картинку в целом и так далее. 

Так-то, если задуматься, тот цвет, который на фотографии будет выглядеть «чистым», на деле может быть неестественным. Например, возьмём снег. Все знают, что снег — белый. Но в яркий солнечный день снег синий. Потому что белый принимает в себя все оттенки и отражает их. И если небо высокое и голубое, снег будет синим и должен быть синим. Не так уж и наврали нам пейзажисты-импрессионисты.

Синий-синий-синий снег. А местами ещё и розовый — как видно, время к закату / Клод Моне, «Въезд в Живерни в снегу», 1885 год

Но опять же, когда смотришь на снег в солнечный день, глазами ты обычно видишь его белым. Потому что мозг услужливо обрабатывает информацию, подсказывая, что «снег — белый». Так устроено мышление, мы видим не только то, что видим, но и подгоняем это под нашу привычную картину мира. Если, конечно, мы — не Моне и не Серов. Чтобы видеть цветные рефлексы на белом снегу, художники специально учатся, заостряют на этом внимание.

К чему это всё? К тому, что «чистый» цвет — это не какой-то особенно технически правильный. Это тот, который не вызывает у большинства зрителей чувства отторжения. Поэтому простых ответов на сложные вопросы в этом тексте не будет, но будет несколько полезных лайфхаков, которые упростят работу с цветом.

Компоненты чистого цвета

Пассаж выше — это всё прекрасно, но это всё стратегия. Перейдём к тактике. У того цвета, который средний зритель воспримет как чистый, есть совершенно конкретные и измеримые черты.

Обычно человек бессознательно смотрит на три вещи (их ещё называют реперными нейтралями). На белое, на чёрное и цвет человеческой кожи. Итак, чтобы цвет не вызывал бессознательного отторжения:

  • белое должно быть белым;
  • чёрное должно быть чёрным;
  • люди должны быть цвета людей.

Если эти три условия выполняются, у зрителя будет впечатление, что со светом всё ок. А уж какое вы там накрутили тонирование, и была изначально куртка на модели серой или коричневатой, никто никогда не узнает.

Смотрим на одеяла, им положено быть белыми 

Чистый цвет начинается на съёмке 

Если нам нужен чистый цвет, половина успеха — это правильно подобранное освещение. Очень часто каша по цвету — это результат работы со смешанным светом. Такое происходит, когда одну сцену заливают несколько источников с разной цветовой температурой: солнце в окно и флуоресцентные лампы под потолком. Спасибо нашему умному мозгу, глазами мы этот хаос обычно не замечаем, если не присматриваться. А вот на фото эта вся красота будет бросаться в глаза.

Избежать этой проблемы можно несколькими способами. Например, работать толькос искусственным светом, используя источники с одинаковой световой температурой (хороший вариант, но часто дорогой и иногда неудобный: нужно много осветительных приборов и избавляться от всего естественного света — например, использовать плотные шторы).

Это касается и источников искусственного света, и естественного. Намешаете солнечный свет с диодными лампами — запросто получите невнятный бардак. Особенно прекрасно, когда человек сидит около окна, и одну щёку ему подсвечивает солнце, а с другой стороны светит какая-нибудь тёпленькая диодка. И будет пол-лица синим, а пол-лица жёлтым. Прям бесплатное сплит-тонирование (нет).

Хорошие варианты для чистого цвета: 

– использовать одинаковые света (чтобы у них точно была одинаковая температура);

– использовать комбинацию солнце+вспышка (у импульсов температура солнечного света);

– использовать цветные фильтры, чтобы подгонять температуру одного источника под другой;

– работать с одним источником света (с тем же солнышком, например).

Второй момент, который стоит держать в голове во время съёмки, это цветовые рефлексы. Потому что (сюрприз) источник света — это не только то, что излучает свет, но и то, что его отражает. Поэтому если разместить модель слишком близко к ярко-синему фону, на лице могут появиться синие рефлексы.

По этой же причине сложно получить чистый цвет, проводя фотосессии в лесу или в парках, особенно под солнцем. Зелень деревьев переотражает и пропускает через себя чистый свет солнца, подкрашивая его в зелёный.

Не самая страшная проблема, но если нужен чистый цвет, такого лучше избегать  

Самый простой способ бороться с этой проблемой — не ставить модель слишком близко к объектам, у которых есть выраженный цвет.

 

Цветокоррекция по цифрам

Если что-то всё же пошло не так, сделать цвет более чистым можно на этапе постобработки. Вернёмся к нашим трём китам: белое, чёрное, цвет кожи. У многих начинающих иногда возникает вопрос, а какого-таки цвета всё же должна быть эта самая кожа. С белым и чёрным обычно проще. Плюс, кое-кто уже слышал, что экраны (особенно старых ноутбуков) могут привирать, и делать цветокор на глазок — игра опасная.

Есть совершенно конкретные значения цветов, на которые можно ориентироваться, по которым можно проверять себя. Особенно актуально тем, кто работает за старыми ноутбуками или в принципе никогда не калибровал свой экран. 

Проверяем себя по значениям цветового пространства Lab:

  • у чёрного и белого значения a и b должны стремиться к нулю;
  • цвет кожи лежит в диапазоне от 10 до 25, при этом a всегда меньше b.

По идее, если со светом всё ок (он не смешанный и цветной), больших проблем с получением этих цифр не возникнет. Чаще всего это всё решается с помощью подбора правильного баланса белого.

Слева неправильный баланс белого, справа исправленный  

 

Чистый цвет и тонировки, как их подружить

Означают ли два раздела выше, что чистый цвет — это хороший свет + техническая цветокоррекция, которая притягивает значения реперных нейтралей к контрольным цифрам? Нет. Чистый цвет может быть и творческим, и интересным, и при этом оставаться чистым. 

Тонировки (намеренные искажения конкретных цветов и оттенков) обычно используются в двух случаях: либо когда в кадре абсолютная цветовая какофония (например, свадьба, где все гости одеты кто в лес, кто по дрова, или ситуация работы со смешанным светом), либо когда фотографу хочется сделать свой узнаваемый «фирменный» цвет, который будет выделять его среди конкурентов.

В первом случае это вынужденная мера, во втором — творческий и (или) маркетинговый ход. 

В любом случае, чтобы удерживать белое белым, кожу кожаной и при этом иметь какой-то запас для манёвра по цвету, в Lightroom нам приходится балансировать на пяти основных инструментах:

– баланс белого;
– HSL;
– калибровки/Calibration;
– раздельное тонирование/Split toning;
– цветовые кривые

И это место где заканчиваются простые решения и универсальные советы и каждому приходится идти к своему цвету своим путём.

Но (хорошие новости) есть несколько универсалий, на которые всё же можно опереться:

  • любую цветокоррекцию стоит начинать с баланса белого. Потом при необходимости править оттенки, раздельное тонирование и так далее, потом снова возвращаться к ББ;
  • HSL — достаточно простой инструмент, с которым стоит освоиться новичку. Им можно работать с отдельными оттенками, а не со всей фотографией в целом. Например, с помощью HSL можно вот так изменить цвет неба, не испортив ни белого, ни чёрного, ни скинтона.
Небо бывает очень разных оттенков в зависимости от времени суток, температуры и влажности. Поэтому его можно смело перекрашивать на свой вкус  
  • Сплит-тонирование хорошо подходит, например, для контрастных портретов. Если лица у вас скорее светлые, а в тенях одежда, фон, всё остальное, можете спокойно отдельно работать со светами, получая хороший скинтон, отдельно с тенями, тонируя их как вздумается;
  • не лезьте в калибровки и цветовые кривые, если вы не понимаете, как это работает. Серьёзно, тут в двух словах не объяснишь, и если понимания нет, то лучше не надо;
  • и помните, что вы не обязаны работать строго в парадигме чистого цвета. Импрессионизм в фотографии — вполне себе направление, которое процветает и имеет своих поклонников. Загвоздка лишь в том, что чистый цвет новичку чаще сделать существенно проще, чем сложный и интересный авторский. Тут важна насмотренность.

И последнее. Обычно слова «перемудрили с цветом» звучат в двух случаях: либо тонировки слишком много (вы не просто сделали небо более бирюзовым, чем оно было, вы покрасили его в зелёный), либо цветокоррекция сделана криво. Первое лечится чувством меры, второе — опытом и насмотренностью.

Картина дня

наверх