Посетитель Лувра попытался измазать тортом «Мону Лизу» да Винчи. А неделей ранее в Третьяковку вернулась поврежденная вандалом картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Ее реставрация заняла четыре года. Другие громкие случаи вандализма, а также один случай неудачной реставрации — в обзоре РБК
«Мона Лиза», Леонардо да Винчи
Одна из самых известных картин итальянского мастера, написанная в начале XVI века, выставлена в Лувре. 30 мая 2022 года неизвестный в парике и на инвалидном кресле приблизился к картине, встал и измазал тортом стеклянный пуленепробиваемый экран, который защищает «Джоконду». Полотно неоднократно подвергалось нападениям.
Например, в 1956 году мужчина бросил в него камень, а в 2009-м женщина запустила в картину фарфоровую чашку, купленную в сувенирной лавке музея
«Иван Грозный и сын его Иван», Илья Репин
Картину (конец XIX века), находящуюся в экспозиции Третьяковской галереи, в 2018 году повредил посетитель. Металлическим столбиком ограждения он разбил защитное стекло, а после несколько раз ударил по холсту. Полотно было прорвано в нескольких местах, но, как отметили представители музея, не пострадало самое ценное — изображения лиц и рук. Хулиган заявил, что картина «оскорбляет чувства верующих, православных и вообще всех в России». В 2019 году его приговорили к двум с половиной годам колонии общего режима. Реставрация картины продлилась четыре года. Работа Ильи Репина вернулась на место 23 мая 2022 года. Это тоже не первое нападение на полотно: в 1913 году старообрядец нанес по нему несколько ударов ножом. Тогда в реставрации принял участие сам Репин
«Се человек» / Ecce Homo («Пушистый Иисус»)
В случае с этой фреской сама реставрация по ошибке превратилась в вандализм. Фреску в церкви Милосердия в испанском городке Борха написал в начале XX века художник Элиас Гарсия Мартинес. Со временем изображение стало разрушаться из-за влажности. В 2010 году пенсионерка Сесилия Хименес решила заняться восстановлением фрески. О результатах стало известно в 2012 году, когда внучка художника Тереса Мартинес направила в церковь специалистов для реставрации работ деда. То, что увидели эксперты вместо первоначальной фрески, в Сети прозвали «Пушистым Иисусом». Новость привлекла в город туристов, за вход в церковь с них стали брать €1. В 2016 году в Борхе решили открыть музей, посвященный истории фрески
«Супрематизм», Казимир Малевич
Картина, написанная в 1920-е годы, также известна как «Белый крест на сером фоне». В 1997 году в Амстердамском музее Стеделийк полотно «дополнил» художник-акционист из России Александр Бренер, нарисовав на ней знак доллара из баллончика с зеленой краской. За эту акцию он получил пять месяцев в голландской тюрьме и пять месяцев условно. Картину удалось отреставрировать
«Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем», Леонардо да Винчи
Рисунок Леонардо да Винчи начала XVI века, выставленный в Лондонской национальной галерее, в 1987 году расстреляли из ружья. Огонь открыл имеющий проблемы с психикой Роберт Кембридж, который пронес обрез под пальто. Он заявил, что его действия призваны были привлечь внимание к «политическим, экономическим и социальным условиям в Британии». Хулигана признали невменяемым. Выстрел разбил защитное стекло, и его осколки повредили рисунок. Восстановление заняло больше года
«Даная», Рембрандт
«Даная» (1636 год) Рембрандта Харменса ван Рейна подверглась нападению в Эрмитаже в 1985 году. Житель Литвы облил полотно серной кислотой и два раза ударил по нему ножом. Он объяснил свои действия «политическими мотивами», суд признал его невменяемым и отправил на лечение. В результате атаки 30% авторского красочного слоя было безвозвратно утрачено. Реставрация «Данаи» заняла 12 лет, в 1997 году в Эрмитаже прошла выставка, где вместе с картиной были представлены документы и фотографии, связанные с реставрацией
«Ночной дозор», Рембрандт
Еще одна картина голландского мастера «Ночной дозор» (1642 год) пострадала от кислоты в 1990 году. Посетитель Рейксмузеума в Амстердаме использовал баллончик для распыления. Пострадал только слой лака. До этого картину дважды пытались повредить ножом — в 1911 и 1975 годах
«Русалочка», Эдвард Эриксен
Скульптуру, изображающую главную героиню сказки Ханса Кристиана Андерсена, открыли в порту Копенгагена в 1913 году. Она неоднократно подвергалась актам вандализма: ее пачкали краской, оклеивали стикерами и даже взрывали (в 2003 году). Дважды «Русалочку» обезглавливали: в 1964 году (на фото — последствия этого нападения) и в 1998 году. Голову скульптуры пытались похитить и в 1990 году, но дело кончилось глубоким разрезом
«Венера с зеркалом», Диего Веласкес
Картину Диего Веласкеса «Венера с зеркалом» (1647–1651 годы) в Лондонской национальной галерее в 1914 году атаковала суфражистка Мэри Ричардсон. Она успела семь раз ударить полотно топориком для мяса. По ее словам, это была акция протеста против ареста Эммелин Панкхерст — основательницы Женского социально-политического союза. Позднее Ричардсон также говорила, что выбрала эту картинку для атаки потому, что «мужчины пожирают это полотно глазами». За акт вандализма она получила полгода в одиночной камере
Падение Проклятых. Питер Пауль Рубенс
«Падение Проклятых» было написано Рубенсом в 1620 году. На полотне изображено падение ангелов-мятежников с небес в ад. Это огромная картина размером более 2,9 метра на 2,2 метра, на которой нарисовано множество смертных и мятежных ангелов в различной степени обнаженности, падающих с неба в огненную яму внизу. В 1959 году картину облили кислотой. Вандал утверждал, что он не уничтожил произведение искусства напрямую, потому что кислота «освобождает человека от работы по уничтожению» (некоторые подметили, что это немного похоже на то, будто пистолет освобождает человека от работы по выстрелу в голову).
Неизвестно, почему он решил уничтожить «Падение проклятых», но реставраторам пришлось пытаться воссоздать произведение, используя оригинальные эскизы Рубенса. Однако, несмотря на все попытки реставрации, кислота растворила краску и нанесла непоправимый урон части произведения искусства.
Мона Лиза. Леонардо да Винчи
Мона Лиза становилась мишенью вандалов много раз. Картина была повреждена дважды в 1956 году - один раз, когда вандал плеснул кислотой в картину, и снова, когда кто-то швырнул в нее камнем. Совсем недавно русская женщина, которой прямо перед этим отказали во французском гражданстве, бросила в картину стаканом.
Тем не менее, руководство Лувра, очевидно, извлекло уроки из прошлого опыта. Самая дорогая картина в мире защищена пуленепробиваемым стеклом. Стакан, который был пустым, разбился о стекло, не нанеся вреда.
Иван Грозный убивает своего сына. Илья Репин
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (также известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына») - одна из самых известных и противоречивых русских картин. На ней изображен печально известный царь, обнимающий умирающего сына, лежащего у него на руках, при этом на лице царя отчетливо видны печаль и ужас. В мае 2018 года на это произведение искусства напал человек, который пошел посмотреть на картину после того, как выпил изрядное количество водки. Он поднял один из металлических столбиков, используемых для удержания ограждения из канатов, затем ударил им картину, пробив защитное стекло и разорвав холст.
К счастью, столбик не задел основную часть картины. Непонятно, почему вандал выбрал именно эту картину для уничтожения. Возможно, это связано с тем, что эта работа долгое время была причиной разногласий в России, когда многие националисты оспаривали общепринятую интерпретацию о царе Иване IV Васильевиче. Что интересно, более столетия назад художнику самому пришлось восстанавливать свою картину после того, как ее порезали в 1913 году. Сейчас же специалисты из галереи говорят, что произведение искусства можно восстановить, но это займет годы
Колыбельная. Винсент Ван Гог
Винсент Ван Гог начал писать «Колыбельную» за несколько дней до того, как он отрезал себе ухо. Он завершил картину после возвращения из больницы. На картине изображена женщина, сидящая в кресле-качалке. Она держит веревку, с помощью которой качает колыбель, находящуюся «за кадром». Говорят, что Ван Гог был одержим картиной, находясь в больнице. В бреду он даже пел колыбельные ребенку, которого к тому времени ещё не нарисовал на картине.
Ван Гог создал пять версий картины. Когда одна из этих версий «Колыбельной» была отдана в аренду Муниципальному музею Амстердама, ее трижды атаковал человек, который сам (по его словам) был художником. Неизвестно, почему он решил повредить картину. Это не первый раз, когда работы Ван Гога становятся мишенью разочарованных художников. В 1978 году в музее Ван Гога посетитель вырезал огромную букву «Х» на лице знаменитого автопортрета Ван Гога с серой фетровой шляпой. Картина была восстановлена, но повреждения все еще можно увидеть, особенно если смотреть сбоку. Как и Ван Гог, вандал был признан безумным и отправлен в психиатрическую больницу.
Парусная лодка в Аржантёе. Клод Моне
В 2012 году Эндрю Шеннон ничем не выделялся среди сотен других посетителей Национальной галереи в Ирландии. Однако, внезапно он ударил по шедевру Моне «Парусная лодка в Аржантёе». Эта картина была создана в 1874 году и изображала парусник на озере недалеко от Парижа. Моне жил в этом районе, используя лодку в качестве плавучей мастерской. Камеры зафиксировали, как Шеннон ринулся прямо к картине и пробил холст кулаком. Картина, оцененная в 10 миллионов долларов, была сильно повреждена, и понадобилось 18 месяцев, чтобы ее восстановить. Оказалось, что Шеннон был художником, разочаровавшимся в своем искусстве. Любопытно, что в 1908 году Моне также уничтожил некоторые свои картины как раз перед тем, как они должны были быть выставлены в галерее, потому что он был недоволен ими
Ночной Дозор. Рембрандт
«Ночной дозор» Рембрандта был создан в 1642 году. На картине изображены солдаты, заступающие в ночной дозор, за которыми присматривают их командиры. Картина является одним из лучших примеров использования Рембрандтом света и тени. В 1975 году бесценное произведение искусства висело в музее в Амстердаме, когда к ней подошел мужчина с ножом для хлеба и начал резать картину. Он сделал более десятка порезов, в основном на нижней половине огромной картины. Вандал продолжал наносить удары одной рукой, другой отбиваясь от охранника. Часть холста в центре картины была полностью сорвана. Говорят, что нападавший сказал свидетелям, что он «сделал это для Господа».
В конце концов мужчину, у которого в прошлом была психическая болезнь, сумели скрутить. Что необычно, руководство музея решило, что реставрация будет проводиться в публичной галерее, где обычно висит картина. Посетителям будет предоставлена возможность наблюдать за процессом реставрации. Работы должны начаться в июле 2019 года, через 350 лет после смерти художника.
Герника. Пабло Пикассо
«Герника» Пабло Пикассо, на которой изображены бомбардировки нацистами города Герника во время гражданской войны в Испании, считается современным шедевром. В 1974 году, когда картина была передана в дар Музею современного искусства самим Пикассо, Тони Шафрази изуродовал ее, написав с помощью баллончика краски 30-сантиметровые слова «KILL LIES ALL» вдоль всей картины.
Вандал сказал испуганным свидетелям свое имя на случай, если они захотят связаться с прессой. Когда его спросили, почему он повредил картину, арт-дилер ответил: «Я художник, и я хотел сказать правду». Сотрудники музея немедленно опечатали помещение, а специалисты по реставрации удалили красную краску Граффити были устранены в течение часа, не нанеся долговременного ущерба. К счастью, лак на картине послужил неплохим «щитом» от аэрозольной краски, которую просто стерли с полотна.
Свежие комментарии