На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фото-Мир и обо всем...

6 690 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Акулов
    Этимологию  любого  слова  трудно  проследить...Но  совершенно  ясно,  что  слово  *суббота*  произошло  от  *субботн...«Пиндосы»: кого н...
  • Элеонора Коган
    И такая красота получается.Великолепные бале...
  • Элеонора Коган
    Настоящее лебединое озеро.Великолепные бале...

Интересные факты и странности некоторых советских фильмов

В советских фильмах есть много такого, что кажется странным в наши дни. О некоторых таких странностях мы и поговорим сегодня.

ДЕВУШКА БЕЗ АДРЕСА

Первый же вопрос, который возникает у зрителей при просмотре этого фильма – почему Паша после знакомства с дедушкой Кати продолжал бродить по улицам Москвы в поисках девушки?

Ведь он просто мог оставить свои контакты родственнику девушки или каждый день заходить к старику.

Вариантов ответа несколько. Например, некоторые считают, что чувства Паши оказались сильнее рассудка и логики. Другие полагают, что те же чувства не позволяли ему сидеть на месте, взывая к действию, и поэтому парень и продолжал обходить улицы, начинающиеся на «Николо», значившееся в оставленном ему Катей обрывке адреса, хотя понадобилось бы несколько лет на то, чтобы обойти все такие улочки. Как бы там ни было, все соглашаются в одном – просто ждать, ничего не делая, для Паши было куда мучительнее.

ПОХОЖДЕНИЯ ЗУБНОГО ВРАЧА

В этом фильме чиновники усмотрели пародию на советскую действительность, которую действительно тут никуда не спрячешь и никак не скроешь, и фильме был надежно спрятан на полку и забыт. Больше того – долгие годы он не значился и даже не упоминался в режиссерской фильмографии Климова.

Главная тема этого фильма – гнет системы в виде политиканов, бюрократов и крючкотворов, требующих, чтобы каждый поддержал гадкие доносы и кляузы, сплетни и пересуды, олицетворяющие собой борьбу одних против других, и убивающих в человеке все настоящее человеческое и живое – уникальность, нетривиальность мышления, оригинальность решений, энтузиазм и даже талант. В таких условиях гибнет даже гений – настолько, что он теряет способность творить, превращается в заурядного обывателя и ради внутреннего и внешнего покоя соглашается на жалкое существование.

В этом фильме Андрей Мягков сыграл свою первую роль в кино, и сыграл ее обаятельно и превосходно.

А вот для его напарницы по съемкам Алисы Фрейндлих это был уже далеко не первый фильм. Но именно здесь зритель впервые увидел Алису Бруновну поющей и играющей на гитаре. Она исполнила три песни под собственный аккомпанемент. Одна из них с крупным планом поющего лица Алисы открывает фильм и сопровождает вступительные титры.

ДЕВЧАТА

В фильме есть сцена, когда девушки в лютый мороз идут в туфлях в клуб. Для режиссера эта сена имела чисто эстетическое значение, а вот у зрителя вызывала мурашки. Зритель ведь не знал, что снималась она в Ялте в разгар лета, и актрисы страдали от жары, а вовсе не от холода. А ведь многие советские женщины сами бывали в таких ситуациях: дефицит на северах страны порой и не оставлял выбора – или валенки, или туфельки. Вот только в валенках не потанцуешь особо…

СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ

По самой известной и распространенной версии режиссер Владимир Бортко снял этот фильм черно-белым, чтобы лучше передать атмосферу 1924 года. Но есть и другая версия: многие считают, что такое решение режиссеру помог принять еще и тот факт, что собаки не различают цветов.

ДЕСЯТЬ НЕГРИТЯТ

Сергей Соловьёв рассказывал, как встретился с Александром Абдуловым через какое-то время после премьеры этого фильма. Поговорив о том о сем и обсудив свои дела, они вскользь коснулись фильма, и Абдулов вдруг спросил:

— Слушай, расскажи, а чем там дело кончилось? Кто подлец-то?

— Саша, ты обалдел? Ты же там снимался! Ладно книгу не читал, но сценарий-то!.. — изумился Соловьёв.

— Да я сценарий читал до момента, как моего героя на десятой странице убили. Понятия не имею, чем дело закончилось, — ответил Абдулов.

ОПЕРАЦИЯ «Ы» И ДРУГИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШУРИКА

Зрители комедий Гайдая давно подметили, что в фильмах о Шурике главный герой не меняется и ведет себя всегда одинаково, тогда как факты из его биографии меняются от фильма к фильму. Есть версия, что Гайдай снимал приключения Шурика по принципу немых фильмов начала ХХ века, в которых практически не связанные друг с другом мини-повествования были связаны именно фигурой главного героя.

Хотя в «Операции “Ы”« и «Кавказская пленница» определенная связь в сюжете все же прослеживается, и не только в полном названии – «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Это, кстати, легко объясняет, почему Шурик расстается с Ниной в конце фильма – его ведь дома ждет Лидочка.

Только вот и некоторые обстоятельствах знакомства Лидочки и Шурика тоже давно заставляют задумываться зрителей. Взять хотя бы то же снотворное. Шурик идет на свидание с девушкой и берет с собой снотворное? Странно это. И вообще – зачем носить с собой снотворное?

ТРИДЦАТЬ ТРИ

Сочтя этот фильм, снятый в 1965 году, идеологически вредным, цензура его запретила, и зрители увидели картину только в 1988 году.

Однажды Евгений Леонов, сыгравший в фильме главную роль, встретил в поезде помощника министра культуры, входившего в состав комиссии, запретившей фильм, и тот признался актеру, что страшно хохотал, когда смотрел «Тридцать три».

— Но зачем же было запрещать? – удивился Леонов.

— Э-э, милый мой, одно дело, когда смотришь фильм как человек, и совсем иное – как генерал! – ответил чиновник.

УЗНИК ЗАМКА ИФ

Фильм снимали под Марселем, там, где находится настоящий замок Иф. Съёмки проходили в ноябре, и вода была очень холодной. Несмотря на это, актер Виктор Авилов, игравший графа Монте-Кристо, сам делал все проплывы под водой – он был довольно неплохим пловцом.

Позже он вспоминал:

— Ноябрь, холодина, ночь, темно… Моряки-французы стоят на палубе и смотрят на меня, как на идиота. А я в одежде в воду плюх! Операторы командуют: «Витя, отплывай!» На море — тьма полная. Отплываю. «Разворачивайся! Пошел на нас!» Туда проплыл – обратно проплыл. «Витя… Мы сейчас поменяем кассету. Еще дубль!» Опять отплываю метров на сорок от корабля, и вдруг – мысль: «Средиземное море, Гибралтарский пролив. А вдруг – акула?» Ощущение не очень приятное, потому что ответа на вопрос, водятся ли в Средиземном море акулы, у меня на тот момент не было…

ИРОНИЯ СУДЬБЫ, ИЛИ С ЛЕГКИМ ПАРОМ

Тот факт, что нетрезвого Лукашина пустили в самолет с чужим билетом, сегодня смешит только молодое поколение. Люди старше 40 знают, что в 1975 году, когда фильм вышел на экраны, паспорт требовался только при регистрации на рейс, а в билете не указывались ни имя, ни фамилия пассажира. В этой сцене есть другой, но очень серьезный ляп. Нетрезвого пассажира на борт не пропустили бы ни при каких условиях и обстоятельствах!

СПОРТЛОТО-82

По поводу того, можно ли советским гражданам играть в лотерею, или это признак буржуазного общества, в СССР долгое время шли дискуссии. Нормально ли это для строителей коммунизма? В конечном итоге решили, что если за счет лотереи будет финансироваться советский спорт, победы которого прославляли Советский Союз на весь мир, то почему бы и нет? Первый розыгрыш «6 из 49» состоялся 20 октября 1970 года, билет стоил 30 копеек, а всего было продано полтора миллиона билетов. Половина выручки ушла на оплату выигрышей, а другая – на финансирование советского спорта. Потом появилась еще спорт-лотерея «5 из 36». Пика своей популярности эти лотереи достигли накануне Олимпиады-80, но после ее проведения интерес к лотереям заметно пошел на спад. Тогда-то на экраны и вышел фильм «Спортлото-82».

В 1970-е годы максимальный выигрыш по одному билету составлял 5 тысяч рублей, чуть позже эту сумму увеличили до 10 тысяч. Первым крупным победителем, выигравшим 5 тысяч рублей, стала москвичка Лидия Морозова. Позже были и другие победители: шофер Анисимов (10 000), рабочий Хмелев (15 600), слесарь Окслендер (почти 35 тысяч). Рекорд в выигрыше поставил Сергей Михайлов из Душанбе, выиграв 60 680 рублей с более чем десятком карточек. Но максимальный выигрыш по одной карточке все-таки составлял 10 тысяч рублей.

— Как же тогда Таня из фильма могла выиграть по одному билету 20 тысяч? – спросите вы. В реальности и не могла, а вот в фильме Гайдая, скорее всего, это был рекламный ход. Чтобы замотивировать советских граждан покупать билеты и вернуть интерес к лотерее, и было использовано такое художественное преувеличение – ведь сумма в 20 тысяч намного привлекательнее, чем 10. Хотя и 10 тысяч по тем временам было невероятно много. А для нас, зрителей, главное, что комедия от этого совсем не стала хуже, и мы смотрим ее с удовольствием и 40 лет спустя после ее создания.

БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА

В одном из эпизодов этого фильма прозвучала знаменитая фраза, ставшая крылатой: «Шуба подождет!» и эта фраза у многих пытливых и наблюдательных зрителей вызывает основанный вопрос: зачем Наде Горбунковой, живущей в теплом курортном городе у моря, вообще понадобилась шуба, на которую семья Горбунковых копила деньги? Ответ, на самом деле, очень прозаичен: в Советском Союзе шуба была символом успешности и достатка, а не просто зимней одеждой. И поэтому понятно, что все советские женщины, независимо от того, где и как они жили, мечтали о шубе.

СЛУЖЕБМАН

В этом фильме главный вопрос вызывает факт, что Новосельцев сам растит сыновей. И это на самом деле удивительно для тех лет: в СССР при разводе супругов практически всегда детей оставляли матери, часто даже в тех случаях, когда матери вели себя не совсем по-советски – злоупотребляли алкоголем или вели распутный образ жизни. Почему же для Новосельцева сделали исключение? Тем более, что в фильме четко говорится, что его бывшая супруга, «смазливенькая такая, с косой», жива, просто куда-то сбежала. Но заметьте – не «ушла», а именно сбежала»! В этом слове режиссер и спрятал ответ. Вероятнее всего, что жена Новосельцева сбежала не с другим мужчиной, а прочь из Союза. При таком раскладе сразу отпадает и вопрос о том, почему дети остались на попечении папы – по-другому советский суд и не мог поступить.

Картина дня

наверх