На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Маркиза Паива: Одна из самых известных куртизанок XIX века

Маркиза Паива: Одна из самых известных куртизанок XIX века

Эта женщина стала, пожалуй, наиболее известной куртизанкой во Франции XIX века. Начав практически с самого дна французского общества, она благодаря острому уму и умелому использованию обстоятельств сумела стать одной из его знаковых фигур. От рождения имея простое происхождение, прибыв во Францию, она стала сначала португальской маркизой, а потом немецкой графиней.

Прибыв во Вторую империю без гроша в кармане, она закончила свое земное существование, обладая огромным состоянием и богатейшей коллекцией драгоценностей. Миру она запомнилась под именем маркизы Паивы.

На самом деле ее звали Эсфирь Борисовна Лахман. Она была дочкой бедных силезских поляков, переехавших в Москву. Ее отец занимался портняжничеством и имел крайне незначительные доходы. Казалось, что девочку, родившуюся 7 мая 1819 года, ожидает столь же незаметное существование. И поначалу так оно и было. Когда Эсфирь подросла, родители выдали ее замуж за близкого к их кругу человека – такого же портного, как и отец, с той разницей, что он был французом.

Маркиза Паива: Одна из самых известных куртизанок XIX века
Будучи бесприданницей, девушка и от мужа смогла получить только французскую фамилию. Однако для нее даже это стало пропуском в новую жизнь. Эсфирь поняла, что подняться в этой жизни она сможет, только вступив в успешный брак. Едва родив своему мужу ребенка, молодая женщина бросила семью и в 1838 году сбежала из дому. Довольно длительные странствия привели ее в Париж. Здесь она назвалась Терезой, и, не имея иных средств к существованию, стала заниматься проституцией, проживая в одном из беднейших кварталов города.

Как и у множества других женщин подобной «профессии», у нее была мечта: найти себе именитого и состоятельного мужчину, который смог бы обеспечить ей безбедное существование. «Терезе» в этом смысле повезло. Однажды к ней подошел скучающий ловелас, ищущий приключений. Им оказался австрийский пианист Генрих Герц. Все свое умение молодая женщина использовала для того, чтобы удержать возле себя столь удачного клиента. И старания Эсфирь оказались не напрасными. Генрих стал ее постоянным любовником, а впоследствии ввел в круг парижской богемы, где она познакомилась с известнейшими людьми: Вангером, Жирарденом, Листом, Готье.

Абсолютно искренне восхищаясь игрой своего избранника, Эсфирь не забывала и о вознаграждении за свои старания, что серьезно подкосило финансовое положение ее любовника. Возмущенная родня музыканта, воспользовавшись моментом, когда Герц уехал по делам в Англию, запретила «Терезе» даже близко подходить к их дому. Так ее связь с известным музыкантом была прервана. Однако за этот период Эсфирь полностью сменила имидж, превратившись из обычной падшей женщины в одну из наиболее элегантных парижанок с обширными связями. Смерть первого мужа в 1847 году окончательно развязала ей руки.

Маркиза Паива: Одна из самых известных куртизанок XIX века

После разрыва с австрийским музыкантом куртизанка недолго оставалась одна. Уехав в Англию, она начала вращаться среди представителей Лондонского высшего света, поочередно становясь любовницей его наиболее видных представителей. Дольше других она поддерживала связь с лордом Стенли, видным британским аристократом, сумевшим трижды занять пост премьер-министра империи. Однако лорд оказался прочно связан со своей семьей, и уходить из нее ради любовницы не собирался. Это срывало все планы Эсфирь, поэтому в 1848 году она вновь вернулась в Париж.

Ранг простолюдинки очень мешал молодой женщине в дальнейшей реализации ее планов. Ей требовался дворянский титул. Вскоре в Париже появился состоятельный португалец Альбино Араужу де Паива, именовавший себя маркизом. И хотя сам этот титул вызывал очень большие сомнения, состояние де Паивы было внушительным: его отец владел опиумными складами в Макао. Кроме того, Альбино был молод и полон энергии, что льстило самой Эсфирь. Представившись ищущему новых впечатлений молодому человеку, как Полин Вийо, опытная куртизанка быстро завладела вниманием маркиза, пообещав приобщить молодого человека к самым сокровенным тайнам любовных утех. Тот охотно откликнулся на ее знаки.

Очень быстро пара сыграла свадьбу, и Эсфирь вполне законно стала маркизой. Совместная жизнь у супругов не заладилась практически сразу, поэтому дальнейшее их существование проходило порознь. Де Паива не давал жене развода до самой своей смерти в 1871 году, однако это не слишком тяготило ее, ведь она вполне официально именовалась маркизой.

Женщина продолжала вращаться в высшем свете Парижа, находя себе все новых любовников. В 1863 году с ней познакомился даже принц Наполеон III и включил ее в число своих фавориток. Однако после нескольких совместных ночей он быстро охладел к маркизе. Возможно, это событие перевернуло отношение Паивы к горожанам, Парижу и стране вообще. Она затаила на них сильнейшую обиду, что в дальнейшем дорого стоило Франции.

Положение маркизы Паивы полностью изменилось после знакомства с землевладельцем и промышленником из Силезии графом Гвидо Хенкель фон Доннерсмарком. Юноша по возрасту годился в сыновья стареющей куртизанке, однако это ее не остановило. Женщина и молодой человек в 1871 году вступили в брак, который для самой Эсфирь наконец-то стал удачным. Практически все ее мечты превратились в реальность. Для своей жены супруг приобрел загородную усадьбу Поншартрен и солидный особняк в Париже. И вот теперь женщина, потратившая большую часть жизни на ублажение совершенно чужих ей людей, дала волю своему гневу.

Молодой муж маркизы Паивы был близок к прусскому канцлеру Бисмарку, и поэтому во Франции выполнял крайне деликатную миссию: вел разведку. И связь с известной куртизанкой была ему весьма выгодной. Теперь Гвидо даже не требовалось самому выискивать людей, обладающих важной информацией. Это делала его жена. Вращаясь в среде издателей газет, журналистов и писателей, она вслушивалась в их разговоры, которые часто содержали вполне секретную информацию. Полученные таким образом сведения анализировались, а потом сообщались дипломатам и далее руководству. Целых 6 лет супружеская пара собирала и передавала в Пруссию секретную информацию о Франции, для чего опытная куртизанка использовала и доверительные отношения с людьми, и умелое применение клеветы, и манипуляции различными чувствами. Однако в 1877 году тайная миссия графа и его жены была раскрыта, и супругам пришлось срочно выехать в Силезию, где они осели в Нойдеке – родовом замке Доннерсмарков.

Увы, при всем богатстве графа дела в его родовых владениях шли далеко не блестяще. Упадок дополнялся значительными тратами, производимыми Гвидо в Париже для поддержания имиджа графа-гуляки. И здесь выяснилось, что Эсфирь прекрасно разбирается в деловых вопросах. Она быстро поняла, где находятся «узкие» места в силезских владениях графа, а после помогла ему стать одним из крупнейших предпринимателей объединившейся Германии. Удачно взятые кредиты, данные банками Франции и Германии, помогли Доннерсмарку приобрести значительное количество предприятий, в число которых входили угольные шахты, рудники, хозяйственные комплексы. Имеющийся в собственном владении металлургический завод «Лаурахютте» граф объединил с государственным предприятием такого же направления «Кенигсхютте». На их основе он создал акционерное общество, принесшее Доннерсмарку огромное состояние.

Несмотря на то, что Эсфирь, став немецкой графиней, превратилась в очень состоятельную женщину, она практически полностью отошла от высшего света. Последние годы женщина провела в уединении в замке Нойдек. Она умерла в конце января 1884 года, будучи еще совсем не старым человеком. По-видимому, на ее здоровье отразились все те излишества и переживания, которые ей пришлось перенести, желая, во что бы то ни стало стать известной и богатой.

Картина дня

наверх