На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фото-Мир и обо всем...

6 687 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Акулов
    А.Флеминг открыл пенициллин только в 1928 г. Сифилис в прежние эпохи лечить не могли... В "Хрони...Как хозяйки борде...
  • Виктор Иванов
    Рой Медведев – типичный диссидент-гуманитарий левого толка. Историк по специальности и яростный разоблачитель сталини...Антигерой Советск...
  • саша дмитренко
    огромная  заслуга  ельцина  уничтожение  власти  кпсс!!!!!!  а  его  беда-  как  коммунист  он  умел  только  разруша...Леонид Брежнев и ...

Можно ли мусульманам мыться голыми ?

Чистоплотные арабы постоянно ходили мыться в бани, которые назывались «парилками» (хаммам). Наряду с мечетью это было самое распространенное здание в городе. Бани строили в частных домах, дворцах, караван-сараях, жилых районах и при мечетях (иногда, наоборот, мечети устраивали прямо в банях). 

Средневековые авторы, любившие все преувеличивать, писали, что в Багдаде было 60 тысяч бань. Более правдивые путешественники сообщали о 30-36 хаммамах, то есть по два или три на каждый жилой квартал. 

Ислам довольно противоречиво относился к баням. С одной стороны, вера предписывала арабам регулярное омовение, а воде и чистоте придавалось особое значение. Пророк говорил: чистота – половина веры. 

С другой стороны, тот же Пророк считал, что в банях обитают джинны, поэтому перед их посещением рекомендовалось читать очистительные молитвы. Получалось, что физической гигиене и чистоте придавался только религиозный смысл, а их светская половина выглядела сомнительной. 

Особые возражения у ревнителей благочестия вызывали общественные бани. Добродетельному мусульманину полагалось мыться дома, тем более – добродетельной мусульманке. По словам Пророка, «когда бы женщина ни входила в баню, шайтан сопровождает ее». На практике все это не мешало арабам и арабкам сделать бани частью своей повседневной жизни и с наслаждением предаваться посещению хаммамов, где, как писал поэт, 

Будто пламя, горячая плещет вода,

Солнце сияет, сквозь дождь, и в достатке всегда!

Бани чаще всего находились в полуподвалах или просто под землей (сверху торчала только крыша, из которой валил пар), но их легко узнавали по мелким световым окошкам, усеивавшим купола подобно звездам. Снаружи стены и крыши густо намазывали асфальтом, поэтому казалось, что они сделаны из черного мрамора.

По внутреннему устройству арабские бани напоминали античные термы и, скорей всего, были заимствованы у поздних греков. Даже общий интерьер выглядел так же, как у византийцев: мозаики на полу, мраморные стены, решетчатые окна с витражами. 

Богословы не зря относились к банями с подозрением: в отличие от других помещений, здесь имелись запрещенные исламом росписи с изображениями животных и даже людей. Особенно часто почему-то изображали сказочное существо аль-Анка – птицу с четырьмя крыльями и человеческим лицом. 

В традиционной арабской бане было два или три помещения разной температуры. Горячая вода подавалась из-под земли по трубам с помощью вращавшего круг быка или верблюда и нагревала двойной пол, наполненный горячим воздухом. Печи для нагрева топили сушеным навозом – кизяком. В каждом помещении находился бассейн, а иногда и фонтан, облицованный мрамором – материалом, хорошо сохранявшим тепло.

Мужчины и женщины посещали одни и те же бани по очереди. Если в бане мылись женщины, дверь в нее занавешивали ковром – это был знак, запрещавший вход мужчинам. Клиенты первым делом снимали одежду в раздевалке, где им помогал специальный человек – кайим. Чтобы не обжигать ноги о горячий пол, посетители надевали башмаки с деревянными подошвами. 

Мусульмане никогда не мылись полностью обнаженными, по крайней мере, не должны были мыться: ислам запрещал открывать прилюдно аурат, «срамные места», расположенные между пупком и коленом. Завернувшись в полотенца, из раздевалки посетители попадали в холодный зал, потом в теплый и, наконец, парилку, где температура достигла 100 и больше градусов.

Здесь, растянувшись на лежаках, гости долго потели в затуманенных паром солнечных лучах, которые пробивались сквозь потолок через решето звездчатых окошек. Под действием жара в теле, как писал Ибн Сина, «раскрывались поры, проходило утомление и рассасывались излишки».

Единственным допустимым развлечением в бане был массаж. В ход шли грубые глиняные скребки для подошв и мохнатые мочалки для растирания кожи. Тело разминали костяшками пальцев, кулаками, локтями и даже ступнями. 

Под конец, основательно размякнув и прогревшись, клиенты переходили в зал для отдыха, где им подавали сладости и напитки. Здесь можно было приятно провести времявыпить лимонной и розовой воды и побеседовать с друзьями.

Картина дня

наверх