На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фото-Мир и обо всем...

6 688 подписчиков

Свежие комментарии

Где еще встречается Маген Давид, и как он стал символом евреев

Где еще встречается Маген Давид, и как он стал символом евреев

В американских фильмах часто встречаются моменты, когда на солдатских могилах среди крестов находятся шестиконечные звезды – явный признак того, что там похоронен еврей. Сейчас этот знак, именуемый Звездой Давида, стал фактически узаконенным символом еврейства. Каково же бывает удивление людей, когда совершенно неожиданно они замечают данный символ в арабских узорах на мечетях и минаретах или в рукописных христианских книгах.

Базилика Санта-Кроче (Святого Креста) во Флоренции

А удивляться тут нечему. Конечно же, сам знак этот очень древний. Когда именно и где именно он изначально появился, сейчас установить практически невозможно. Может быть, это Индия или Месопотамия. Хотя и не факт. Кроме того, данный символ использовали народы, крайне далеко находящиеся друг от друга, что по тем древним временам сравнимо с современным полетом на Марс. К таким, к примеру, относятся некоторые кельтские племена в доримский период своего развития. Впрочем, о кельтских мореплавателях того периода никто никогда не слышал.

Да и сами евреи, начиная с глубокой древности, использовали данную гексаграмму, недаром за ней закрепилось имя Маген Давид, указывающее на известного царя Давида, отца Соломона. Однако явного религиозного значения шестилучевая звезда тогда, скорее всего, не имела. А вот храмовый светильник менора действительно был для евреев священным. Об этом говорит, к примеру, то, что в продолжение многих столетий скитаний по другим странам менора активно изображалась на еврейских надгробьях.


По всей видимости, Маген Давид больше служил элементом декора. И дальнейшие события это косвенно подтвердили. С появлением христианства, а особенно после того, как оно полностью вытеснило язычество, в убранстве церквей и древних рукописях шестиконечная звезда стала совершенно рядовым явлением. А если учесть, каким было отношение христиан к иудеям в тот период времени, то что-то смутно верится, что они бы вдруг начали использовать еврейский символ для украшения своих религиозных книг и заведений.

Усыпальница могольского падишаха Хумаюна (мусульманина) в Дели

Совершенно не чурались данного символа и мусульмане, появившиеся через полтысячелетия после уничтожения римлянами Иудеи. Мало того, они за Маген Давидом даже родное название сохранили, именуя его то Звездой Давида, то Печатью Соломона. Но если об элементах убранства культовых мусульманских заведений еще можно спорить, заявляя, что просто так сложились линии узора, то, что сказать о знаменитом османском пирате Хайреддине Барбароссе? Мало того, что один из его подопечных по имени Синан-реис был евреем и на морские разбойные вылазки ходил под флагом с Маген Давидом, так еще и сам патрон на своем знамени имел нанесенный силуэт шестиконечной звезды.

Из этого явно следует, что символ Маген Давида ни для самих евреев, ни для других народов очень долгое время не нес никакой религиозной нагрузки. Ситуация начала меняться лишь с середины XIV века. Тогда впервые Звезда Давида получила прямую ассоциацию с иудейством. По приказу императора Священной Римской империи Карла IV пражским иудеям разрешили иметь свой флаг – красное полотнище с нанесенной на него Звездой Давида. Кстати, он именовался Флагом царя Давида.



Собор Святого Валенсии

Однако долгое время данное нововведение было лишь локальным примером применения звезды с шестью лучами. Лишь в XVI столетии идея получила продолжение. Щит Давидов начали использовать в синагогах, в написании некоторых текстов сакрального содержания. И хотя в основном данная инициатива наблюдалась больше в Чехии и Голландии, наиболее «еврейских» регионах Европы, тренд, хотя и медленно, начал распространяться дальше.

Какой-то период времени ситуация сложилась так, что во всех трех авраамических религиях обозначение шестиконечной звезды использовалось параллельно. И только под самый конец XVIII века Маген Давид стал восприниматься европейским обществом как прямой еврейский символ. Произошло это во многом благодаря антисемитам. Именно они на своих карикатурах стали изображать персонажей с четко выраженной еврейской внешностью, на которых для большей ясности наносился знак Маген Давид.

А дальше все покатилось, как снежный ком. К концу первой четверти XIX века значение этого символа четко сформировалось. Сами сионисты стали охотно его применять у себя, используя как полноценный аналог христианского и мусульманского символов, креста и полумесяца. Окончательное закрепление Звезды Давида в качестве мирового символа евреев произошло в 1897 году в ходе проведения Всемирного сионистского конгресса в швейцарском городе Базель. Именно тогда этот знак был законодательно утвержден как международный символ евреев.

Что примечательно, на конгрессе шел спор между приверженцами меноры и Звезды Давида. Второй знак победил именно благодаря тому, что звезда не несла в себе никакой религиозной составляющей. А так как конгресс в Базеле считался исключительно светским мероприятием, то знак меноры был отклонен. А вместе с утверждением шестиконечной звезды в качестве мирового еврейского символа, ее изображения тихо исчезли из элементов украшения христианских церквей. Таким образом, христианские иерархи признали данный символ в качестве еврейского. И только мусульмане продолжают вплетать шестиконечную звезду в узоры, наносящиеся на свои культовые сооружения.




Картина дня

наверх