На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фото-Мир и обо всем...

6 687 подписчиков

Свежие комментарии

  • Sergiy Che
    "...Почему именно иудаизм стал главной религией Хазарии, сейчас объяснить сложно. Скорее всего, вопрос упирается в со...Как иудаизм стал ...
  • Sergiy Che
    "...В Византии начались гонения на евреев. Новое поколение властителей империи, и без того недолюбливавшее иудеев, на...Как иудаизм стал ...
  • Геннадий Свешников
    Да❗Про этот эпизод я читал в Севастопольской правде во время службы,а командир части, капитан второго ранга с крейсер...Легендарный Ховри...

Как иудаизм стал религией государства Хазария

Полутора тысяч лет назад на довольно обширных территориях Юго-Восточной Европы, Кавказа и Средней Азии образовалось государство, известное как Хазарский каганат. По названию понятно, что базовой его народностью были хазары – одно из ответвлений тюркских кочевников. Исповедуемая ими религия – тенгрианство, являвшаяся основной для тюрко-монгольских кочевых народов.

Название свое она получила от имени небесного духа Тенгри – верховного божества, возвышавшегося над всеми тюркскими божками менее значительного масштаба.

Примечательно, что тенгрианство не требовало безусловного подчинения себе. По этой причине проживавшие в Хазарии другие народности имели возможность исповедовать и другие религии – то же христианство или ислам. Пользуясь этим, соседние государства регулярно засылали в Хазарию своих миссионеров, что и сказывалось на религиозном многообразии верований народа страны. Следует отметить, в Хазарии проживало и некоторое количество евреев, в основном в Крыму и на Тамани, но в отличие от других религиозных общин их священнослужители не занимались прозелитизмом.

Данную ситуацию относительного равновесия сломали события внешнего порядка. В Византии начались гонения на евреев. Новое поколение властителей империи, и без того недолюбливавшее иудеев, начало кампанию по обращению их в христианство. Как писал арабский историк аль-Масуди, это началось при царе Армане. Для тех, кто сопротивлялся нажиму властей, участь была печальной, поэтому поток евреев-эмигрантов отправился на север – в Хазарию. Здесь они могли найти пристанище и терпимое отношение к их религии.

Данный период времени совпал с распространяющейся практикой отхода правителей государств, в которых придерживались языческих верований, к монотеизму. Понятно, что в этом плане основными центрами притяжения выступали христианство и ислам. Однако в случае с Хазарией такая практика дала сбой. Судя по всему, это было обусловлено внутренней борьбой за власть между главенствующими в Хазарии кланами. Как итог, верховный правитель страны, отойдя от политеизма, в качестве основной религии выбрал иудейскую веру.

Почему именно иудаизм стал главной религией Хазарии, сейчас объяснить сложно. Скорее всего, вопрос упирается в сохранение независимости в поведении. Дело в том, что Арабский халифат с его исламским направлением, что Византия, продвигавшая идеи христианства, были враждебны по отношению к Хазарии. Евреи же с их вероисповеданием собственного государства не имели, а значит, не могли каким-то образом влиять на принятие решений верховного правителя Хазарии. А далее, уже с опорой на иудаизм, беки (цари) перехватили власть у языческих каганов.

В пользу того, что Хазарский каганат действительно сделал иудаизм основной религией, говорит ряд фактов. Существует сразу пять версий того, как Хазария выбрала для себя путь иудаизма. Правда, причины перехода в иудаизм регион, из которого он пришел в Хазарию и сама дата обращения в новую религию, во всех пяти источниках разнятся. Сам же процесс принятия новой религии персонифицируется с полулегендарным еврейским проповедником Исааком ха-Сангари. Правда, его имя всплывает лишь в XIII веке у каббалиста, комментатора Танаха и Талмуда Моше бен Нахмана.

Тем не менее, сам факт перехода Хазарии в иудаизм не подвергается сомнению. Мало того, этому есть неопровержимое подтверждение, сделанное археологами. В 1999 году в Швеции на острове Готланд близ деревни Спиллингс в ходе раскопок были найдены три серебряные монеты, напоминающие по внешнему облику арабские дирхемы. От оригинала их отличала только незначительно измененная надпись. Арабы традиционно чеканили: «Мухаммед – посланник Бога». На одном же из найденных в Швеции экземпляров значилось: «Муса – посланник Бога». На двух других монетах четко читалась фраза на арабском: «ард-ар-Хазар», то есть «земля хазар».

Но если сам факт перехода Хазарии в иудаизм не подвергается сомнению, то о глубине его проникновения в массы ученые спорят давно. Одни, в первую очередь представители Запада и часть израильских ученых, утверждают, что иудаизм довольно широко распространился по стране, став главной религией ее населения. Другие же ученые (советские и некоторые израильтяне) говорят совершенно обратное. По их мнению, иудаизм стал религией правящей верхушки страны и руководителей кланов. Для простых людей данная религия никакой роли не играла, поэтому они остались при своих старых верованиях.

В пользу последнего свидетельствует то, что в ходе раскопок отчетливых следов иудаизма на территории Хазарии не зафиксировано. При всем том, что в стране строились синагоги, четкого архитектурного канона для них не существовало. Также не было единого эталона иудейского погребального обряда. В итоге получается, что погребения иудеев Хазарии мало чем отличались от ямных погребений язычников. Да и молитвенные собрания жителей иудейского вероисповедания могли проходить даже в приспособленных помещениях, полуземлянках или юртообразных постройках.

Что касается основной массы населения, то язычество для него осталось полноправной религией. Систематизация находок, сделанных в XIX – XX столетиях, показала, что в Хазарском каганате VIII-X веков все-таки язычество было преобладающим верованием. Такое положение дел сохранилось вплоть до конца существования Хазарии как государства. Однако тенденция на усиление положения иудаизма в стране прослеживалась отчетливо. Где-то в период IX века в захоронениях не стало солярных амулетов, посвященных Тенгри-хану. А это, в первую очередь, свидетельствует, что иудаизм в стране ширился и набирал силу.

Тем не менее, более архаичные языческие культы существовали в Хазарии параллельно с официально установленной религией. На вполне законных основаниях работали шаманы, проводя свои обряды. Вполне возможно, просуществуй Хазария на несколько столетий дольше и не исчезни под конец X века, административный ресурс продвижения иудаизма победил бы язычество. Именно так произошло в соседней Руси, до поры также бывшей языческой. Там благодаря давлению князя Владимира язычество искоренили. При этом власть не гнушалась даже применением силы.

Понятно, что и Хазария пошла бы по тому же пути, ведь для единения страны в ту пору иной дороги не было. Ведь, как известно, каждая религия создает собственный центр силы. Однако верховные правители Хазарии на такие действия, по всей видимости, были не готовы. Как итог, иудаизм в стране был не до конца оформившимся. Возможно, поэтому в настоящее время ученые даже не могут определить, был ли он раввинистического толка или караимского. И хотя большинство исследователей склоняются к первому варианту, довольно много ученых высказывается в пользу второй версии.

Картина дня

наверх