На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фото-Мир и обо всем...

6 688 подписчиков

Свежие комментарии

Штурм Преславы: воины Святослава против огнеметов Византии

В 971 году византийский император Цимисхий осадил крепость Преславу в Болгарии. Гарнизон русов мужественно отбивался от превосходящих сил противника. Византийцы применили "чудо-оружие" -- сифоны-огнеметы с греческим огнем. Однако воины Святослава выдержали все атаки врага и отступили на соединение с главными силами русов.

После разгрома 30-тысячного войска русов, венгров и печенегов под Аркадиополем византийцы обязались не воевать против Святослава Игоревича. Но только до поры. Императору Цимисхию нужно было время, чтобы разобраться в Сирии, а также сделать необходимые приготовления для большой военной кампании. В ноябре 970 года решительными действиями полководцев Цимисхия удалось погасить бунт Варды Фоки в Малой Азии. Во Фракию были срочно переправлены ветераны Варды Склира. На них можно было положиться. Это были закаленные и опытные бойцы, которые могли остановить русов.

Отбросить русов из Фракии и с Дуная было необходимо во имя благополучия и жизни империи. Игра шла слишком серьезная, чтобы сдерживать мирные обещания. Главным аргументом в споре за Болгарию византийцы выставили греческий огонь и боевую мощь закованной в латы кавалерии катафрактариев. Интенданты византийского воинства по приказу Цимисхия стали грузить хлеб на корабли и возить припасы на склады в Адрианополе. Срочно снаряжались греческим огнем и боевыми снарядами триста военных кораблей, которые должны были отрезать морской путь к войскам Святослава из Тавриды, блокировать устье Дуная.  В марте 971 года Иоанн I Цимисхий был удовлетворен состоянием кораблей, которых на императорский смотр собрали в количестве не менее трех сотен.

Цимисхий руководствовался уже проверенным стратегическим опытом греков. Полководец XI века  Кекавмен некогда записал в сочинении «Стратегикон»: «Если враг ускользает от тебя день ото дня, обещая либо мир заключить, либо дань уплатить, знай, что он ждет откуда-то помощи или хочет одурачить тебя. Если неприятель пошлет тебе дары и приношения, коли хочешь, возьми их, но знай, что он делает это не из любви к тебе, а желая за это купить твою кровь».

Воины греков на старинном рельефе

Русы на Дунае угрожал появлением мощной военной державы, которая со временем могла стать постоянной угрозой, хуже чем арабы на Ближнем Востоке. При появлении государств русов на Дунае рушились бы все политические расчеты греков, вся безопасность империи. К весне 971 года Цимисхий провел стремительную операцию по захвату горных проходов на Балканах. Было использовано свыше 5 тысяч пехотинцев и до 2 тысяч кавалеристов. Византийское войско прошло через перевалы к столице болгар — Преславу. Историки того времени утверждали, что длинная колонна армии, сверкавшей броней, издали напоминала тело стального дракона, ползущего по склонам. Русы сопротивления в горных теснинах не оказали. Почему?

Историки полагают, что разведка Святослава была переиграна агентурой византийцев. О планах вторжения базилевса в Болгарию мало кто знал, несмотря на широкие приготовления к походу. По другой версии, византийцы не применяли войска для занятия проходов. Их просто никто не охранял. Но не по причине беспечности. Граница между Византией и Болгарией проходила, как известно,   южнее Балканских гор.  Пограничным с Византией был взятый копьем город Филиппополь, где Святослав выставил свой гарнизон после военной кампании 970 года. Размещать постыв горных проходах внутри завоеванной территории военачальникам киевского князя показалось излишним.

 

Стена щитов русов

Возможно, Святослав понадеялся на мирный договор с Никифором Фокой, согласно которому византийцы не собирались воевать с русами. Подготовка к походу была проведена Цимисхием в режиме максимальной секретности. Императора в походе сопровождали 13 тысяч кавалеристов, покрытых сверкающей стальной броней — катафрактарии, бессмертные, как называли их византийцы. Следовала с базилевсом и отборная фаланга копейщиков численностью в 15 тысяч бойцов. Шли ополченцы, везли осадные парки, камнеметы и машины, способные стрелять сосудами с греческим огнем.

С 12 апреля византийцы осадили крепостные стены Преславы. Византийский хронист  Скилица оценивал общую численность русов в 8500 воинов. Русы такой быстрой атаки не ожидали. Святослав оставил в болгарской столице претендента на трон императора Калокира, своего воеводу Сфенкела. Болгарский царь Борис и его придворные явно были не рады такому повороту событий. Увидев огромное войско византийцев и шатер самого императора, Борис устрашился и задумал бежать из города, но попытка была пресечена русами.

Сфенкел счел неприличным скрываться за стенами города. Он вывел рать в поле и атаковал византийцев, несмотря на их численное превосходство. Напор русов был так стремителен и силен, что греки могли и не выдержать, побежать. Участь боя решили катафрактарии, которые ударили во фланг русов. Сфенкелу ничего не оставалось, как увести оставшихся в живых за стены и приготовиться к бою под градом камней и горящих снарядов с греческим зельем.

Первый успех обрадовал Цимисхия. Он бросил вперед отборную пехоту, которая полезла на стены, не дожидаясь прикрытия камнеметами. Русы приступ отразили. Тогда Цимисхий приказал начать методичный обстрел стен, поражая защитников, распространяя пожары в городе. На ночь греки отошли от стен, унося убитых и многочисленных раненых. Воспользовавшись суматохой, патриций Калокир спустился со стены и сбежал в Доростол к главным силам Святослава. Он понимал, что Цимисхий просто отрубит ему голову в случае падения Преславы, которая располагала мощными укреплениями. Их было пробить непросто. Судя по археологическим раскопкам, высота стен крепости была не менее 3.5 м, толщина свыше 2 метров.

Византийцы штурмуют крепость

На второй день русы отражали новый приступ. С рассвета не прекращался усиленный обстрел, который в конце концов согнал защитников с внешних стен и заставил их уйти в царский дворец. Греки свирепствовали в кварталах Преславы, убивая не только воинов, но и гражданское население. В плен попал царь Борис вместе с домочадцами и казной.

Между тем русы не сдавались. Ромеи рвались во дворец, но их выбивали контратаками. Греки потеряли в сече при первом штурме царского дворца не менее  150 бойцов. Стены не поддавались ударам камнеметов. Цимисхий, видя отчаянное сопротивление варваров, как пишут греческие авторы, приказал своим телохранителям ворваться во дворец и перебить всех. Но проход к воротам дворца уже был завален трупами. Тогда базилевс приказал просто забросать постройки сосудами с греческим огнем.

Пожар разгорелся со всей силой. Его усиливал поднявшийся ветер. русы во главе со Сфенкелом могли быть зажарены там заживо, но они не пожелали такой участи. Они бросились с мечами на гвардейцев императора. Магистр Варда Склир выдвинул фалангитов, ощетинившихся копьями. Русы, по словам льва Диакона, встали в круг спина к спине и отбивались, пока все не пали под ударами копейщиков с разных сторон.

Выжил только Сфенкел и немногие воины, которые его прикрывали. Эта группа пробилась к дороге на Доростол, куда и пришла по трупам врагов. Вместе с русами погибали и телохранители болгарского царя Бориса. Из числа пленных, как говорит Лев Диакон, Цимисхий выбрал двух русов, которым поручил передать князю: или положить оружие и сдаться или уйти без боя обратно к себе на Днепр. Святослав, как увидим, выбрал бой под стенами Доростола, несмотря на всю мощь византийского воинства. 

Картина дня

наверх