На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фото-Мир и обо всем...

6 690 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий
    к сожалению в этой стране сейчас так и не определились какой строй, социализм развалили, а капитализм не построили .....Почему евреи Росс...
  • Юрий
    она и сейчас есть , только результата нет .............Почему евреи Росс...
  • саша дмитренко
    социализм  быстро  превращается  в  национал  социализм,нацизм!!Почему евреи Росс...

Евреи: Трудный путь к свободе

Евреи: Трудный путь к свободе

В XVIII веке Европа постепенно освобождалась от старого феодального устройства, при котором правящая верхушка распоряжалась свободой, имуществом и самой жизнью подданных. В развитых странах возник и укрепился новый социальный класс горожан - буржуазия. Купцы установили новые экономические связи с колониями и дальними странами.

Росло влияние науки, в которой всё сильнее звучали идеи атеизма и вольнодумства. Поэты выдвигали идеи, возбуждающие воображение образованных людей, побуждающие их совершенствовать окружающую жизнь.


Лессинг и Мендельсон

Несмотря на социальный прогресс в разных сферах положение евреев в странах Европы оставалось униженным, чему способствовали укоренившиеся религиозные предрассудки. Христианские церкви разных направлений продолжали воспитывать народы в духе презрения и вражды к евреям, якобы виновным в гибели главного культового персонажа тогдашнего мира -- Иисуса Христа. Эта церковная пропаганда поддерживалась действовавшими тогда законами. В городах существовали особые кварталы, гетто, в которых вынужденно жили евреи. Они были изолированы от жизни своих стран. Иногда некоторые способные к коммерции евреи вели финансовые дела монархов, получая статус придворных банкиров. Но их судьба полностью зависела от милости того или иного правителя. А простые люди именно в таких евреях видели причину своего угнетённого положения, что ещё больше усиливало юдофобские настроения.

Эпоха Просвещения породила стремление части евреев к освобождению от вековых притеснений и предрассудков. Нередко евреи-купцы принимали христианство, чтобы добиться равноправия и облегчить свою коммерческую деятельность. Одним из центров вольнолюбивых настроений стал Берлин - столица Прусского королевства. В середине XVIII века там жил писатель-христианин еврейского происхождения Готхольд Эфраим Лессинг. Он задался целью показать в своих произведениях, что евреи имеют такие же чувства, как и все люди, и являются носителями традиций библейских пророков. Его пьеса «Евреи» вызвала острый интерес современников. В ней показано, как еврей спас жизнь немецкому барону и отказался от награды. Лессинг пропагандировал труды Баруха Спинозы, еврейского философа из Нидерландов, положившего начало научной критики Библии.

Другой яркой фигурой того времени был Моше Мендельсон, журналист, философ и педагог. Его статьи, обзоры современных идей впервые показали, что среди немецких евреев появились люди, чьи интересы выходят за рамки гетто. Притом работы этого автора были написаны прекрасным немецким языком, и это тоже вызвало удивление и симпатии читающей публики.

Под влиянием личностей Мендельсона и Спинозы Лессинг написал свою знаменитую драму «Натан Мудрый». Её герой Натан - умный, добросердечный и терпимый в вопросах религии человек. Лессинг показал в драме, что евреи имеют те же моральные ценности, что и христиане, и так же стремятся к доброте и справедливости. Мендельсон выполнил перевод ветхозаветного Пятикнижия на немецкий язык. Он был напечатан еврейским шрифтом, чтобы сделать понятным содержание книги для еврейских читателей и приобщить их к немецкому литературному языку. Это был большой шаг к сближению разных культур. В германских странах благодаря творчеству Лессинга и Мендельсона начался перелом в отношении к евреям. Передовая часть немецкого общества стала относиться к ним с большим гуманизмом и интересом. Начался процесс ассимиляции евреев, продолжавшийся более двухсот лет.


Равноправие евреев во Франции

В 1789 году во Франции началась революция, следствием которой стало провозглашение свободы и равенства людей, независимо от их национального происхождения и религии. Как признавали сами участники революционных событий, на них большое влияние имели идеи Лессинга и Мендельсона. Евреи этой страны первыми в Европе получили права полного гражданства. Это стало образцом для мыслящих людей других стран, учившихся у якобинцев. Стены гетто в ряде стран континента зашатались. Дискриминация на почве религиозной вражды воспринималась в это время как реакционное явление. Многое сделал для равноправия евреев Наполеон Бонапарт. Огромное честолюбие сочеталось в нём с прогрессивными идеями. Одной из его целей было обеспечить поддержку своей политики среди разных слоёв населения тех стран, куда входила его армия, в том числе среди евреев.

По инициативе Наполеона состоялось так называемое Собрание нотаблей. Это были лидеры еврейских общин Франции и наиболее видные предприниматели-евреи. Они обещали императору свою лояльность в обмен на покровительство и равноправие. В 1807 году Наполеон созвал ещё одно собрание, построенное по принципу древнего Иерусалимского синедриона. В него вошли сорок шесть раввинов и двадцать пять светских евреев.

На этом собрании согласовали безусловную верность еврейских общин политике наполеоновской Франции и свободное вероисповедание во всех занятых ею странах. Благодаря этим собраниям сам император и его окружение узнали о законах и обычаях евреев, о чём раньше не имели понятия. В результате политики веротерпимости евреи Европы стали жить гораздо свободнее, конечно, в рамках законов империи, создаваемой Наполеоном. Они получили те же права, что и французы, немцы, поляки, итальянцы и другие подданные императора.

Это не касалось евреев России, остававшихся в униженном положении и живших в так называемой черте осёдлости (аналог гетто). Интересный факт: Наполеон даже рассматривал проект восстановления еврейского государства на территории Палестины и намеревался помочь евреям переселиться туда. Но этому не суждено было тогда осуществиться, поскольку власть Наполеона закончилась его свержением в 1814 году после военного разгрома. В послевоенной Европе были восстановлены традиционные феодальные режимы. Вернулись прежние порядки, в том числе и еврейские гетто в городах Германии и Австрии. К сожалению, эта реакционная политика получила поддержку российского императора Александра 1. Но идеи Просвещения уже пустили корни в умах прогрессивных людей Европы.

Ассимиляция через крещение и реформизм

Почувствовав вкус свободы, евреи германских стран с трудом приспосабливались к возвращению старой дискриминации. Многие из них обучались в университетах, достигли высокого положения на службе и в коммерции. В новых условиях единственным способом обретения достойного положения стало крещение, принятие христианства в католическом или лютеранском варианте. Именно так поступили многие евреи, порывая с традиционной иудейской религией. В числе таких новообращённых христиан оказалась и семья Маркс из немецкого города Трир, в которой вырос будущий основоположник научного социализма. Он в своих работах нередко критически отзывался о нравах и обычаях евреев, разделяя распространённые предрассудки против народа, к которому принадлежал по рождению. Принял крещение и выдающийся поэт, еврей по происхождению, Генрих Гейне. При этом он сохранил интерес к еврейской культуре. Одно из своих стихотворений Гейне посвятил еврейскому философу Иегуде ха-Леви.

Среди евреев германских стран в начале XIX века возникло и реформистское движение. Его сторонники выступали за перемены в обрядах иудейских общин. Цель таких перемен состояла в том, чтобы преодолеть изоляцию евреев при сохранении основ их традиционной веры. Реформисты во главе с раввином Авраамом Гейгером считали, что нужно ввести молитвы на немецком языке и сократить молитвы на иврите, казавшиеся им устарелыми и долгими. Из богослужения устраняли ритуалы, возникшие в период существования гетто. Им противостояли ортодоксы, сопротивлявшиеся любым изменениям ритуалов и церемоний. В ходе споров о дальнейшем существовании еврейской общины выделялась группа немецких евреев во главе с Леопольдом Цундом.

Они считали, что надо широко распространять знания об иудаизме среди населения Германии и для этого написать научную историю еврейского народа. Эта группа основала Общество для научного изучения еврейской культуры. Наиболее яркий представитель этой группы Генрих Грец, профессор раввинской семинарии в городе Бреслау, посвятил свою жизнь написанию многотомной истории еврейского народа. Это был первый труд такого рода, который с интересом читается и в наше время. В нём собрано и систематизировано огромное количество исторических фактов, относящихся к жизни евреев разных стран с древности до конца XIX столетия.

Коммерческая экспансия и политические успехи

Несмотря на сохранение антиеврейских дискриминационных законов активное развитие рыночных отношений в XIX веке вызвало подъём экономической активности евреев, которая приняла международный характер. Англия стала самой развитой экономически страной в мире. И там было провозглашено равенство людей всех вероисповеданий, что способствовало эмиграции многих евреев-купцов в эту страну. Получил известность банкирский дом Ротшильдов, основанный в немецком городе Франкфурт Меиром Амшел Ротшильдом. Его пять сыновей создали филиалы фирмы в Париже, Вене, Неаполе и Лондоне. Наибольших успехов добился Натан Ротшильд, ставший торговым агентом английского правительства в период наполеоновских войн. Сотрудничество пяти филиалов семейного банкирского дома привело к быстрому развитию капитализма во всей Европе. По векселям, выданным одним из них, можно было получить деньги во всех других. В результате торговые операции стали проходить значительно быстрее. Ещё одним выдающимся финансистом того времени был еврей Моше (Мозес) Монтефиоре, переселившийся из Италии в Англию. Во время битвы при Ватерлоо он был биржевым маклером. Через своих агентов узнал о поражении Наполеона первым в Англии. Это помогло ему выгодно продать французские акции. Моше Монтефиоре и Натан Ротшильд спасли английскую биржу от краха во время военного кризиса. Не раз они снабжали правительство Англии крупными займами, особенно в момент отмены рабства в колониях. Сын Натана барон Лайонел Ротшильд стал первым евреем - членом палаты общин английского парламента. Кредит, выданный им английскому правительству, позволил установить контроль Англии над Суэцким каналом.

Наиболее выдающееся положение среди английских евреев занял Бенджамин Дизраэли, назначенный премьер-министром Великобритании. Он определял политику государства в годы правления королевы Виктории, когда эта страна достигла пика своего могущества. Дизраэли также обладал литературным талантом, писал романы и новеллы, в том числе на еврейские темы.

Таким образом, в течение XVIII-XIX веков в судьбе евреев Европы произошли крупные перемены. Из гонимых и бедных обитателей гетто, они постепенно становились равноправными гражданами развитых стран, достигая свои трудом немалых успехов в экономике, науке, культуре и политике. Но в Российской империи ситуация складывалась более драматично. Здесь дискриминационные законы против евреев действовали до февральской революции 1917 года, что привело к массовой эмиграции евреев в Европу, Палестину и США и столь же массовому участию евреев в революционном движении.

 

Картина дня

наверх