Картины Ван Гога плохо продавались при жизни художника, но потом стали мечтой коллекционеров и главных музеев мира. Даже если специально не ходить по галереям, их можно увидеть на обложках книг, постерах или одежде. Разберем лучшие произведения недооцененного современниками художника и попытаемся их понять.
«Едоки картофеля»
Полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду
Ранняя картина Ван Гога изображает ужин бедных голландских крестьян. Для этой семьи картофель — единственная доступная еда. Они сидят при тусклом свете, их лица грубы — Ван Гог не приукрашивает реальность, а даже утрирует черты, как принято в голландской живописи.
Художник написал не менее 12 этюдов картины, а потом за одну ночь создал окончательный вариант. При этом Ван Гог смог создать динамичную композицию из пяти человеческих фигур — довольно сложная задача для начинающего художника.
Персонажи образуют круг вокруг квадратного стола. Сглаженные углы, волнообразные линии фигур и рук — все это втягивает нас в круговорот жизни, в которой крестьяне ели картошку вчера, едят сегодня и будут есть завтра. Тусклая цветовая гамма тоже говорит об отсутствии разнообразия.
«Портрет Папаши Танги»
Папаша Танги очень любил свой портрет
Мужчина с картины был весьма известной личностью среди парижских художников. Жюльен Танги держал лавку для художников на улице Клозель. Там продавались краски, кисти и картины. Молодым и бедным художникам Танги давал неограниченный кредит на покупки и даже подкармливал их. Полотна, которые спустя годы стоили целое состояние, доставались ему почти бесплатно.
Ван Гогу удалось точно передать характер Танги. На добром лице играет улыбка, ярко-синие глаза смотрят немного насмешливо. Его не зря прозвали Папашей — он действительно вызывает впечатление отзывчивого и сочувствующего человека.
Если к Папаше обращались с предложением купить картину, он требовал за нее пятьсот франков — а когда покупатель возмущался дороговизной, добавлял: «Я ведь не настроен продавать свой портрет». Холст оставался с Танги до конца жизни; после его смерти картину приобрел Роден — она и сегодня находится в Музее Родена.
На портрете Танги сидит на фоне японских гравюр. Ван Гогу японские гравюры впервые попались в Антверпене. В Париже увлечение Японией стало еще сильнее. Художник много читал о ней, окружал себя изображениями и предметами. Японское искусство сильно повлияло на его живопись: появились четкие контуры обводки, как на гравюрах.
«Подсолнухи»
Ван Гог применил технику импасто — накладывал краску очень густо, в прямом смысле слова вылепливая объем на холсте
В Арле Ван Гог написал целых шесть версий этой картины, еще два варианта созданы в Париже. В первых версиях он меняет фон: бирюзовый, королевско-синий (особый оттенок лазури), зелено-голубой и желтый.
Говорят, что «Подсолнухи» однажды спасли жизнь. Амбруаз Воллар вспоминал коллекционера, который серьезно заболел и впал в прострацию. Врач сказал, что больному нужно серьезное потрясение, иначе он умрет. Сначала коллекционеру сказали, что умерла его любимая теща — не помогло. Тогда вспомнили, что ему дороже всего картины, особенно «Подсолнухи» — и сделали вид, что готовятся их продать. Когда картину начали снимать со стены, больной очнулся, попытался встать и разрыдался.
«Звездная ночь»
Пожалуй, это самая узнаваемая картина Ван Гога
Картина изображает вид из окна комнаты Ван Гога в Сен-Реми, в доме для душевнобольных. Она завораживает своей красотой и загадками, которые пытаются разгадать до сих пор.
Считается, что это редкое исключение, когда Ван Гог писал картину по памяти: ему запрещали работать в спальне. На самом деле художник по ночам делал наброски чернилами и углем на бумаге, а днем переносил изображение на холст в специально оборудованной для него маленькой студии.
Деревня внизу — фантазия автора: из его окна не было видно никаких домов. Возможно, это деревня, которую Ван Гог зарисовал неподалеку от лечебницы. А может быть, перед нами воспоминание о родине, о чем говорит церковь с высоким шпилем в голландском стиле.
«Звездная ночь» — одна из самых исследуемых и интерпретируемых картин в мире. Искусствоведы ищут на ней символы, религиозные мотивы, галлюцинаторные видения художника. А прагматичные астрономы, например, нашли Венеру (это самая большая звезда справа от кипариса). Завихрения звезд напоминают одновременно изображения галактик и воздушных потоков.
Вряд ли сам Ван Гог осознавал, что пишет шедевр. По крайней мере, в письмах к Тео «Звездная ночь» почти не упоминается — а ведь он рассказывал брату практически обо всем, что делал.
«Ирисы»
Ненатурально красивые цветы словно завораживают зрителя
Картина показывает сильное влияние японской гравюры. Это видно по четким контурам объектов, сплошным и ненатуральным (но очень красивым) цветам, детализации.
В «Ирисах» нет такой напряженности, как, например, в «Звездной ночи»: художник находился в более умиротворенном состоянии, вместо закрученных спиралей более спокойные линии.
В 1987 году «Ирисы» стали самой дорогой картиной: на аукционе их цена составила $53,9 млн. Рекорд продержался два с половиной года, и побила его тоже работа Ван Гога — «Портрет доктора Гаше» ($82,5 млн).
«Пшеничное поле с воронами»
Жутких птиц буквально слышно
Здесь есть все признаки глубокой депрессии. Мазки становятся рваными, сочетания цветов — тревожными.
Картина узкая и длинная. Из-за этого поле будто окружает нас со всех сторон, колосья зловеще гнутся на ветру — а тонкая полоска темного неба давит сверху.
Вороны усиливают тревогу, не дают сосредоточиться, найти выход. Да выхода и нет, единственная дорога петляет и путает, никуда не ведя.
Картина написана частыми и крупными, нервными мазками. Негармоничное сочетание цветов вызывает физический дискомфорт.
По одной из версий, «Пшеничное поле с воронами» — последняя картина Ван Гога перед самоубийством. В фильме «Жажда жизни» художник в исполнении Кирка Дугласа и вовсе стреляет в себя, завершая работу над этой картиной.
Свежие комментарии