На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Сергей Дмитриев
    Не получилось у него только красиво и вовремя передать эстафету власти надёжному и устойчивому преемнику. Выбор был б...Как Брежнев стал ...
  • Юрий Черепнин
    Французкие были вкусней,но их не завозили кремлевские диверсанты !«Ножки Буша»: что...
  • Юрий Черепнин
    Горби гробил все на выхволку перед США«Ножки Буша»: что...

Почему евреи Российской империи были самыми бедными в мире?

Традиция ограничивать права евреев на законодательном уровне появилась еще в период античности. В дальнейшем эту практику продолжили средневековые правители, дополнившие римские собственными ограничениями.

Параллельно с их вводом для евреев действовала и такая себе система «народного гнева», когда подзуживаемые местными правителями массы простолюдинов отправлялись громить еврейские кварталы или поселения.

Иудеям от этого была одна сплошная головная боль: им приходилось бросать нажитое и переселяться в более спокойные регионы.

Но вот что интересно. При всех существовавших в европейских странах ограничениях, разгромленные там еврейские общины довольно быстро восстанавливались, а сами евреи продолжали заниматься обыденными (разрешенными евреями) делами. Как итог, среди европейских евреев крайне редко встречались случаи нищеты. Абсолютное большинство членов общин были вполне обеспеченными людьми, обладающими известным достатком.

В отличие от западных стран в Российской империи сложилась несколько иная система взаимоотношений между представителями еврейских общин и государством. Здесь существовали регионы, такие как Кавказ и Средняя Азия, где евреи обладали широким перечнем прав. С другой стороны, на западных землях империи для представителей этой нации существовала масса ограничений. Исключением из этого правила была разве что Одесса, в которой еврейская община развивалась вполне динамично.

Но, как говорится, дьявол кроется в деталях. При всем том, что некоторые представители российской еврейской общины сумели добиться впечатляющих результатов в бизнесе или искусстве, для основной части еврейского населения страны жизнь была довольно-таки тяжелой. И основной причиной тому был знаменитый закон, принятый еще при императрице Екатерине II, ограничивавший территорию расселения евреев по стране, так называемая «черта оседлости». Согласно ему, за исключением довольно узкого круга лиц, евреям запрещалось селиться в большинстве регионов страны, а если таковое и допускалось, то только на временной основе.

Справедливости ради следует сказать, что территория черты оседлости для российских евреев по площади были довольно большие, хотя и очень бедные регионы. Жившие там иудеи освобождались от некоторых налогов и могли свободно исповедовать свою религию, включая все ее ответвления, учиться в еврейских школах и сохранять традиции своей культуры. В этом плане черта оседлости сыграла положительную роль. В отличие от западноевропейских евреев, слабо сохранивших традиционную для своего народа культуру и традиции, российские сумели это сделать.

Однако в данной ситуации существовали и подводные камни. Если не считать Одессу и нескольких других крупных городов юга и запада России, места для проживания евреев представляли собой депрессивные регионы. Как правило, это были небольшие городки со слабо развитой промышленной базой, огромной бедностью, малоплодородными землями и безработицей. Возможности для заработка в таких населенных пунктах были крайне незначительными. Выбраться из постоянной бедности было сложно: требовалось либо выехать в крупный город для получения приличного образования, либо уехать из страны. К последнему, кстати, открыто склоняли евреев и представители властей.

В итоге, воспользовавшись первой же возможностью, евреи покидали Россию, держа путь, как правило, в Америку. С собой они не имели практически ничего, и на новом месте им приходилось почти все начинать с нуля. Нельзя сказать, что на новых землях российских евреев встречали с распростертыми объятиями. На новом месте их ожидали тяжелый труд и далеко не радушный прием. Но все же там существовала реальная возможность выбиться из нищеты.

После 1917 года, а особенно после того, как закончилась гражданская война, для евреев России начался новый этап развития. Временно для них открылись все возможности для самовыражения. В стране практически не было сферы применения усилий, в которой не мог бы работать еврей. Подобное отношение властей страны, а евреи и в правительстве СССР составляли немалую часть, позволило вывести из состояния крайней бедности всю еврейскую общину. Многие ее представители в период 1920-1940-х годов достигли значительных высот, как в научной, так и в государственной, в производственной сферах.

Немного позднее, в период развитого Советского Союза, евреи сумели сохранить за собой лидирующие позиции в ряде сфер деятельности, хотя их количество существенно уменьшилось по сравнению с начальным периодом развития СССР. В большинстве своем их профессии считались высокооплачиваемыми, поэтому и сами представители нации входили в число людей зажиточных. Правда, так считалось только по меркам Советского Союза. В остальном мире определение зажиточности определялось по совершенно другим параметрам.

Но даже тогда государственная машина старалась не выпускать из страны людей хоть с каким-то состоянием. Считалось, что образование и медицина в СССР были бесплатными, поэтому выезжавшие из страны евреи должны были возвратить потраченные государством средства. Как итог, переселенцы покидали СССР буквально без гроша в кармане, и жизнь на новой родине им приходилось начинать с самого малого. Таким образом, за многие десятилетия в мире и сложилось мнение, что российские евреи являются самыми бедными.

Картина дня

наверх