На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фото-Мир и обо всем...

6 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ливень
    следующая тема для статьи - Средневековые болезни определившие речевой аппарат Европэйцев)))Средневековые сра...
  • Сергей Дмитриев
    Перестройка Горби породила  целую плеяду эластичных предателей. Иных уж нет, а те далече, но многие остались на слуху...Главные предатели...
  • Элеонора Коган
    Самой мерзкой была Тонька-пулемётчица.Главные предатели...

Дакия аль-Кахина - еврейская «Королева пустыни»

Дакия аль-Кахина - еврейская «Королева пустыни»

В исламском мире, в котором мужчины властвуют безраздельно, а авторитет их не поддается никакому сомнению, крайне неохотно вспоминают моменты истории, где главными героями выступают женщины. Еще большая неприязнь встречается тогда, когда женщина является представителем немусульманской религии. Тогда информация о ней подается в крайне скептическом ключе, и современный читатель совершенно не сможет сориентироваться: вымышленная эта информация или реальная. Именно так рассказывается о североафриканской царице берберско-иудейского княжества периода арабских завоеваний VII-VIII веков Дахии аль-Кахине (другие написания Дакия, Дахия или Дхабба).

Сначала небольшая предыстория. После того как Западная Римская империя рухнула, на бывших ее территориях в Северной Африке образовалось сразу 9 еврейских княжеств. Вот их названия: Аль-Курдан, Борион, Вад-Драа, Лудалиб, Нафуса, Орес, Тальмесан, Тахир, Шивава. Со временем нашелся человек, сумевший объединить эти княжества под своим командованием, что было необходимо, потому что с востока к ним стала надвигаться серьезная опасность в виде арабов-мусульман. Приход новой власти, а тем более новой религии грозил местным берберам коренным изменением привычного для них уклада жизни.


И вот здесь на сцене появилась Дакия аль-Кахина. В силу разных обстоятельств сейчас уже невозможно сказать, как она выглядела. Более близкие к ней по времени исследователи заявляли, что она была смуглой, красивой, сильной, грамотной, хорошей наездницей и умелым стрелком. Кроме того, женщина считалась прекрасным дипломатом и человеком, умеющим принимать нестандартные решения. Некоторые исследователи высказывают версию, что она была иудейкой, происходившей из семьи священников, изгнанных из Иудеи во времена правления царя Ишаягу египетским фараоном Неко II.

В подтверждение своей версии ученые расшифровывают имя Дахия как «еврейская». Вторую часть аль-Кахина они переводят как «из семьи священников», беря за основу еврейский термин Cohen. Правда, арабское слово Kahin больше соответствует понятию «прорицатель». И хотя данный вариант не полностью соответствует слову «священнослужитель», однако отлично говорит о возможности этой женщины предугадывать наиболее вероятные ходы противника, чем, собственно, она и пользовалась.

Согласно одной из легенд, девушка происходила из бедной семьи, однако своей красотой прельстила властителя княжества Орес князя Ореса, который сделал все, чтобы понравившаяся ему девушка стала его женой. К несчастью, первая же брачная ночь с избранницей стала для князя последней. Искренне не желавшая жить с ним девушка, едва окончилась официальная церемония свадьбы, а молодожены уединились для близости, убила супруга. Но к тому моменту князь уже присвоил ей титул правителя, и Дахия аль-Кахина немедленно была объявлена преемницей Ореса, после чего стала полновластной властительницей княжества.

Как раз в этот период на Северную Африку стали надвигаться войска Омейядского халифата. Абсолютно естественно, что население объединенных иудейских княжеств выступило против завоевателей. Лидером сопротивления стал некто Аль-Косейла, человек хотя и с арабским именем, но в хрониках именуемый варваром. Возможно, он был вестготом по имени Аксель, но сейчас это точно установить невозможно. Аль-Косейла довольно уверенно сопротивлялся арабам, однако в одном из боев погиб. Выпавший из руки вестгота меч подняла Дакия аль-Кахина. Своим княжеством она управляла вполне мудро и справедливо, и вовсе неудивительно, что вокруг нее сплотились силы сопротивления.

Дальше существуют несколько версий того, как Дахия аль-Кахина сопротивлялась вторжению. Согласно наиболее красочной из них новая владычица Африканского царства, объединившего все берберские княжества в единую структуру, провела, как минимум, два успешных сражения, наголову разбив войска мусульман. В обоих случаях она удачно использовала засадную тактику. Именно такой подход к войне давал превосходство африканскому войску. Вероятнее всего, дело было так.

Первый, возможно, не слишком многочисленный отряд арабов вторгся на территорию Африканского царства. Чтобы ликвидировать его с минимальными для себя потерями, Дахия аль-Кахина сгруппировала свои войска в удобном для засады месте и заманила туда арабов. Уверенные в своей силе арабские воины отправились прямо в ловушку, а та немедленно захлопнулась. Действуя под кличем «Свобода или смерть!», африканцы дрались беспощадно. Лишь незначительной части наголову разгромленного отряда удалось вырваться из засады и отступить до Туниса.

К следующему походу арабы готовились гораздо более тщательно. Собранное ими 40-тысячное войско (по другим данным их было 45000) получило лучшего на тот момент времени полководца, Хасана ибн Нумана. Новый командующий поначалу оправдал свое назначение. Войдя в пределы Африканского царства, он довольно легко захватил Карфаген и двинулся дальше, расширяя зону оккупации. Дахия аль-Кахина как грамотный человек понимала, что встречное сражение с опытным арабским войском не сулит ей ничего, кроме разгрома. Тогда она вновь прибегла к засадной тактике, правда, сделала это намного хитрее, чем в предыдущий раз.

Со всем своим войском предводительница, обойдя армию завоевателей, подошла к осажденному арабами византийскому городу Багия. Дав спокойно уйти осаждавшим его войскам, она спокойно вошла в город, где соединила свои силы с византийцами. Приманка была подготовлена. Осталось только взвести мышеловку. И Дахия аль-Кахина сделала это незамедлительно. Она понимала, что Хасан ибн Нуман, чтобы не подвергать свои коммуникации опасности, повернет обратно, и,зная, что его противники заперлись в крепости, тут же соберет вокруг нее все свои войска. Останется только захватить цитадель и ликвидировать угрозу.

Так, собственно, и получилось. Арабы возвратились к Багии и осадили ее. Дальше началась подготовка к атаке и штурм, в ходе которого выяснилось, что арабы атакуют абсолютно пустой город. В нем не было ни одной живой души, потому что все люди заблаговременно ушли через подземный ход. Раздосадованный неудачей Хасан ибн Нуман немедленно бросил летучий отряд вдогонку беглецам, а сам с основными силами выдвинулся следом.

Конница выполнила задачу, найдя противника в каменистом ущелье Вадмини и вступив с ним в бой. Правда, геология ущелья не позволяла конникам показать все свои возможности, поэтому в бою они понесли потери. Тем не менее, мужественно дрались, стараясь, насколько это возможно, удержать возле себя врагов до прихода своих основных сил. Ближе к вечеру в ущелье подтянулось войско Хасана ибн Нумана. Казалось, судьба боя решена, однако это как раз и было задумкой Дакия аль-Кахины.

На арабское войско, уставшее в ходе быстрого перехода, обрушились основные силы африканской царицы. В ходе завязавшегося сражения началось повальное избиение арабов, и лишь немногим из завоевателей удалось вырваться из западни. Недобитые подразделения быстро отступали. За ними буквально по пятам шли воины царицы-иудейки, добивая и беря в плен отстающих врагов. В ходе этой войны вся территория Африканского царства была освобождена, а столицей его стал Карфаген. На некоторое время Северная Африка получила передышку.

Однако Омейядский халифат не отменил планов по вторжению в Магриб. Только действовать он стал продуманнее. Собранная Хасаном ибн Нуманом новая 60-тысячная армия спустя некоторое время вновь оказалась у границ Африканского царства. Однако на сей военачальник просто попросил пропустить его войска на Пиренейский полуостров для войны с вестготами Испании. Причем, Дахие аль-Кахине была предложена выгодная компенсация: после завоеванияВестготского королевства часть его территории переходила бы берберам и иудеям. По-видимому, битый арабский военачальник был достаточно убедительным на переговорах, раз Дахия аль-Кахина согласилась на это.

Но возможно, здесь роль сыграл и другой фактор – предательство, у которого есть точное имя – Халид ибн Йезид аль-Кайси, молодой арабский аристократ, попавший в плен в ходе первых боев. Царица взяла его к себе в качестве названного сына, хотя, скорее всего, использовала его в качестве любовника. Пользуясь предоставленной ему свободой, молодой человек сумел связаться со своими соотечественниками и передавал им важную информацию, попутно влияя на возлюбленную в ходе принятия ею важных решений государственного масштаба.


В итоге обманутая царица оказалась в безвыходном положении. Она не сумела собрать достаточные для сопротивления силы, а те войска, что находились рядом с нею, были легко разбиты. Последствия оказались предсказуемыми: 50000 людей были показательно убиты, остальные приняли ислам. Сама Дахия аль-Кахина осталась верна иудейской вере, в плен не сдалась. Она погибла, по одной из версий, в бою, а по другой, бросившись в колодец. Предатель Халид ибн Йезид аль-Кайси перешел к своим, правда, пообещав сохранить жизни двух сыновей царицы. К его чести, он сдержал слово. А о самой Дакии аль-Кахине арабы постарались надолго забыть. Информация о ней начала появляться лишь спустя многие столетия, когда все уже основательно забылось. И с тех пор ученые так и не могут прийти к единому ответу: была ли африканская царица на самом деле или это просто мифологический образ.


Картина дня

наверх