На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фото-Мир и обо всем...

6 689 подписчиков

Свежие комментарии

  • Астон Мартин
    а вы можете как то повлиять на восстановлении данной надписи или чисто любопытство ???🤔Одесса больше не ...
  • oleg geraskin
    Это в каком городе? И какой памятник?Одесса больше не ...
  • Астон Мартин
    Имитаторы ??? ничего не делая по сути имитируют важнейшие дела ...🥸Какая мужская про...

Лука Синьорелли (Luca Signorelli)

Его настоящее имя - Лука д'Эджидио ди Вентура (Luca d'Egidio di Ventura). Точная дата рождения неизвестна, предположительно художник родился между 1441 и 1450 годами. Родился в Кортоне, там же умер, там же и похоронен.
Его творчество относится к тосканской школе, хотя художник весьма активно работал и в Умбрии и в Риме.


Автопортрет. .Лука Синьорелли. 


Синьорелли учился в Ареццо в мастерской художника Пьеро делла Франческа, о чем свидетельствует Лука Пачоли* (в 1494), а позднее и вездесущий Джорджо Вазари. На юного Луку как на художника большое впечатление произвел стиль Бенедетто Бонфильи (Benedetto Bonfigli)*, Фьоренцо ди Лоренцо* (Fiorenzo di Lorenzo) и Пинтуриккьо (Pinturicchio). В 1472 году молодой художник еще работал в Ареццо, а в 1474 уже в Читта-ди-Кастелло.
Вазари так же сообщает, что Лука помогал Пьеро делла Франческа в его работе над последним произведением художника - "Полиптихом святого Августина" (1460г).

Аттрибуция ранних работ мастера - дело нелегкое, так как его индивидуальная манера к тому времени еще не выработалась, но некоторые считают, что так называемая "Мадонна Чини" в фонде Джорджо Чини ( Венеция) принадлежит кисти юного Луки. Но большинство все же склоняется к тому, что это работа Пьеро.

Даже самые первые произведения Синьорелли дают о нем представление как о вполне зрелом художнике, который уже осознает свои возможности, использует необходимые ему средства выражения, который усвоил опыт переданный ему Пьеро делла Франческа, ассимилировал этот опыт, превратил в нечто новое. Это полностью относится к работе "Бичевание Христа" - эта работа подписана, но не датирована - ее принято относить к концу 70-х годов 15 века. Это произведение - явная дань уважения к "Бичеванию Христа" Пьеро делла Франческа.*

Между 1477 и 1480 годами Синьорелли отправляется в Лорето, где расписывает Sagrestia della Cura nel Santuario della Santa Casa - восемь больших работ с Евангелистами, Учителями церкви и ангелами. Самыми оригинальными можно считать изображения апостолов и эпизоды "Неверие Фомы" и "Обращение Савла" - они выглядят драматично и театрально, что весьма характерно собственно для Синьорелли.


" ...Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим.
Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь [сказал] ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил."

"Иисус Христос после воскресения уже являлся ученикам, среди которых не было апостола Фомы. Но узнав об этом из рассказа других учеников, Фома проявил неверие, сказав: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» .После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие."

Весьма примечательны и "Апостолы за беседой" - они разделены по парам и каждая пара имеет свой оттенок разговора - порой общение происходит не так благостно и спокойно как можно было бы ожидать от столь уважаемых персон - конечно, иногда они согласно обращены друг к другу лицами, но вот один отворачивается от собеседника, другой высказывает явное сомнение в сказанном, кто-то явно переубеждается в ходе беседы, кто-то погружен в свои мысли и мало интересуется сторонними доводами - собеседник ему как бы и не нужен. Замечательное разнообразие!

Лука Синьорелли является так же автором работы в знаменитой Сикстинской капелле - сначала Лука там появился как помощник Перуджино, но после отъезда умбрийского живописца остался уже в статусе самостоятельного художника. Работой Луки Синьорелли является фреска "Завещание и Смерть Моисея".

Пять сцен из жизни Моисея - в каждой сцене Моисея легко узнать благодаря желтому одеянию и зеленому плащу.

На заднем плане, Моисей на горе Нево получает от ангела жезл власти, позволяющий ему вести свой народ в Землю Обетованную. Ниже, Моисей спускается с горы с жезлом в руках. Справа на переднем плане Моисей обращается к толпе с жезлом и книгой в руках, от его головы исходят лучи света. У его ног Ковчег Завета, в нём Скрижали Завета и сосуд с манной. Слева коленопреклонённому Иисусу Навину Моисей передаёт свой жезл, то есть власть и ответственность за людей. На заднем плане слева изображено тело Моисея, окружённое скорбящими людьми.

Моисей умер перед самым входом в Землю Обетованную. Господь перед смертью призвал его на хребет Аварим: «И взошёл Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана» (Втор. 34:1). Там он и умер. «Погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает [места] погребения его даже до сего дня» (Втор. 34:6).

Весьма примечательны второстепенные действующие лица - их позы, выражения - от просветленного и спокойного до немного сомневающегося и почти равнодушного.

Завещание и смерть Моисея.

Синьорелли работал в Риме с 1478-1484, а потом вернулся в родную Кортону. В монастыре Монте Оливьето Маджоре (Сиена) он написал восемь фресок из жизни Святого Бенедикта - в настоящее время они сильно повреждены, а во дворце Пандольфо Петруччи он работал над некоторыми классическими и мифологическими сюжетами.

Святой Бенедикт — реформатор западноевропейского монашества, основатель первого в Европе (529 год, на горе Кассино) монастырского ордена со строгим уставом - Ордена Бенедектинцев. Орден получил широкое распространение в Западной Европе.

Здесь изображен эпизод, связанный с первым из построенных святым Бенедиктом монастырей на горе Кассино. Монахи не могли поднять каменную плиту, нужную им для постройки, потому что на плите сидел дьявол. Святой Бенедикт прогнал беса.

Когда отряд варваров остановился в окрестностях Неаполя, в монастырь Монте-Кассино пришло известие, что Тотила идет к ним. И король остготов, облаченный в царские доспехи действительно явился в монастырь в сопровождении свиты из телохранителей и слуг. Святой Бенедикт, едва взглянув на украшенное драгоценными камнями облачение короля, воскликнул,"Отложи, сын мой, отложи, что несешь: это не твое!". И действительно, это был не король а переодетый в короля оруженосец Ригго. Король Тотила хотел убедиться в прозорливости святого и поэтому сначала послал своего передетого оруженосца, но Святой Бенедикт немедленно распознал обман короля.

Во время духовной беседы святой Бенедикт упрекнул Тотилу в жестокостях и предсказал, что тот отобьёт обратно Рим, который на тот момент находился в руках византийцев, и умрет на десятый год своего правления. Все эти предсказания в точности сбылись. Существуют свидетельства, что после той встречи Тотила, помня о словах святого Бенедикта, несколько укротил свою жестокость.

В Риме Синьорелли получил огромный опыт и знания о новейших приемах живописи во Флоренции и Умбрии, оказался в курсе всего самого передового в живописи последней четверти 15 века. Алтарь Святого Онуфрия для собора Перуджи выглядит просто набором стилистических цитат! - Эрколе де Роберти и другие феррарцы в общей композиции, Донателло и Филиппо Липпи - в лице Святого Лоренцо (на верхней ступени, справа), Перуджино в патетическом жесте святого Иоанна, Боттичелли - в ангеле, Хьюго ван дер Гус и фламандский натюрморт представлены в вазе с цветами на переднем плане. Не забыт и Пьеро делла Франческа - в Мадонне и Геркулафле (справа, на нижней ступени). Святой Геркулафл (Herculaflus) был епископом Перуджи. Обезглавлен Тотилой, королём остроготов, уже нам известным. Старец в набедренной повязке справа - собственно святой Онуфрий — раннехристианский святой, египетский пустынник IV века.

Мадонна с младенцем в окружении святых
Рождество Иоанна Крестителя.

Капелла Мадонны ди Сан Брицио была построена в начале 16 века. В 1477 году роспись двух крестовых сводов капеллы поручили Фра Анжелико, который вместе с Беноццо Гоццоли (ссылка) выполнил две фрески - "Христос-Судия" и "Пророки". С 1499 года в завершению росписи был привлечен и Лука Синьорелли. Две фрески одного свода он выполнин по картонам Фра Анжелико ("Ангелы с эмблемами страстей" и "Апостолы"), а другие - по своим эскизам - "Мученики", "Святая Дева", "Патриархи" и "Отцы церкви". В архивах Кафедрального собора Орвьето сохранился контракт на выполнение Синьорелли работ, датированный 5 апреля 1499 года. Согласно этому документу художник получил за выполненную работу на потолке двести дукатов, на стенах - шестьсот дукатов, полный пансион на время выполнения работ, а также, за каждый месяц работ - по две меры вина и две кварты пшеницы. По контракту Синьорелли также обязался консультировать других мастеров в области сюжетов на религиозные темы. В истории живописи это первый документ подобного рода с условиями руководства другими мастерами.

Люнету и верхнюю часть каждой их стен украшаютзнаменитые композиции из цикла Проповедь и деяния Антихриста и Страшный суд. Тема Страшного суда столь популярная в Средневековье была достаточно редкой для художников 16 века, но Синьорелли удалось создать нечто уникальное - Вазари называл эти фрески вершиной художественного соврешенства

Мотивы росписи заимствованы из Апокалипсиса, апокрифических Евангелий, из "Золотой легенды" Якоба Ворагинского, "Откровений" святой Бригитты, "Божественной комедии" Данте.
Фрески "Проповедь и деяния Антихриста", "Конец света", "Рай" расположены на левой стене капеллы. "Восстание из мертвых" и "Ад" - на правой стене в люнетах. Если смотреть "изнутри" картины - наоборот - "Одесную Господа – праведники, ошую – грешники".

На фреске Луки Синьорелли "Проповедь и деяния Антихриста" остановимся поподробнее.

Миф об Антихристе не существует как целостный текст. Само представление об Антихристе имеет очень древние корни. Оно восходит к дуалистическим идеям Востока о борьбе за власть над миром между дьяволом и богом, причем в предпоследний момент одолевает дьявол, а в последний — бог. Оно получило разработку у иудейских пророков, учивших, что за предельным унижением праведных последует предельное их торжество; отголоски этих представлений имеются в Новом Завете. Дохристианская традиция подчеркивала в лжемессии воинственность и жестокость, христианская стала подчеркивать в нем коварство и соблазн, представляя его как антипода истинного Мессии, Христа. В IV в. к легенде об Антихристе добавилась деталь из сивиллиного пророчества: последний римский император перед Антихристом должен овладеть всем миром, а потом сложить с себя венец в Иерусалиме. В таком виде и была изложена легенда об Антихристе в основном источнике эсхатологических сведений западного средневековья — в небольшой книжке Адсона* "Об Антихристе" (X в.). По Адсону, Антихрист будет из евреев, родится в Вавилоне, волхвы обучат его волхвованию; тотчас после отречения последнего императора он придет в Иерусалим, нетвердых в вере соблазнит, твердых сокрушит и займет престол в храме. Его гонцы разойдутся по всему миру, страхом, дарами и ложными чудесами обращая к вере в Антихриста христиан, иудеев и язычников и ставя им знак на лбу. Срок его власти будет три с половиной года; потом его станут изобличать пророки Енох и Илия, их и поверивших им побьют камнями, но на третий день они воскреснут; потом господь поразит Антихриста и установит царствие свое.

К средневековью сложилась целая традиция, по которой отцы церкви, крупные богословы писали многочисленные "Слова" или "Толкования" о пришествии Антихриста, его деяниях, установлении Антихристова царства, борьбе с ним и его гибели. Подобные толкования выстраивали последовательную сюжетику мифа, формировали его образный ряд, наглядно представленный в иконографической традиции изображения Антихриста.
Иконографические типы Антихриста в средневековом искусстве в большинстве своем были ориентированы либо на образ "зверя", выходящего из бездны – звероподобное четвероногое существо с копытами, огромными зубами, хвостом, торчащими ушами, либо на образ "царя и воина" со щитом и мечом, в короне, демоническим добавлением к которому служили крылья. Именно зооморфная символика из видений Даниила или Апокалипсиса стала традиционной в изображении Антихриста в культуре средневековья.
Лука Синьорелли в своей работе значительно расширил рамки живописных традиций и представил новый облик Антихриста - в образе человека.

Если дьявол, по средневековому выражению, – "обезьяна Бога", то Антихрист – "обезьяна Христа", его фальшивый двойник. Богословы стремились выявить как можно больше параллелей между Христом и Антихристом, дабы довести картину их антиномичного соответствия до абсолютной полноты. Подтверждение сказанному находим в "Слове о Христе и антихристе" Ипполита Римского: "Искуситель, он во всем хочет выглядеть подобным Сыну Божьему. Христос – лев, и Антихрист – лев; Христос – царь, и Антихрист – царь. Спаситель явлен как агнец; и тот является подобным агнцу, хотя внутри – волк".

Своеобразное пародирование облика Христа прослеживается и в деталях живописного образа Антихриста. Так, традиционно в иконографии красным пишутся одежды Спасителя. Красный цвет символизирует земную, человеческую природу, кровь, жизнь, мученичество, страдание, но одновременно это и царский цвет (пурпур). В Библии указывается на красный как символ огня Духа, которым Господь крестит избранных (Лк 12:49; Мф 3:11). В соответствии с создаваемым образом Антихриста как "обезьяны Христа" на фреске Синьорелли красной оказывается накидка Антихриста, подчеркивающая тем самым его лжебожественную природу.

Параллельно с рядом видимых сходств Христа и Антихриста в трудах богословов выстраивается и ряд отличий. Так, Христос во имя других пролил свою кровь, Антихрист же во имя себя проливает кровь других. Если явлению Христа предшествовал мир, то рождение Антихриста предваряется раздором и смертью. "Люди будут горды, надменны, злоречивы, нечестивы, немилостивы, безжалостны, чужды любви к добру, предатели, наглы, любящие наслаждение больше бога» – сказано в Библии о времени Антихриста.

Следуя библейскому тексту, Синьорелли представляет время наступления царства Антихриста как время жестокости и насилия. На фреске это реализуется в картинах священного храма, занятого вооруженными людьми, происходящей казни, а также изображением тел убитых и убиваемых, расположенных в правой части фрески.

Важным элементом мифа об Антихристе является мысль о том, что Антихрист усвоит себе Божественное достоинство и потребует поклонения и служения: «...в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога». На фреске Синьорелли виден восстановленный для этой цели Иерусалимский храм. По традиционному представлению, храм будет отстроен Антихристом, который возобновит там службы, что станет одним из признаков близости Второго Пришествия Иисуса Христа.
Согласно традиционной точке зрения, храм должен быть устроен по образцу храма, подробно описанного в пророческом видении Иезекииля. Храм в видении Иезекииля походит на своих предшественников лишь своим общим видом, в нем также присутствуют: Притвор (Улам), Святилище (Хейхал), Святая святых (Двир) и Двор (Азара). В остальном же этот Храм существенно отличается от Первого и Второго храмов как формой, так и размерами. Внешний двор в Третьем Храме имеет дополнительные сто локтей с севера и с юга, что придает ему форму квадрата. Характерно, что храм на фреске Синьорелли также имеет форму квадрата и внушительные размеры. Перед храмом на фреске Синьорелли седобородые старцы, символизирующие духовных вождей, верных истинному Христу, подвергаются казни. Ослепленная проповедями Антихриста толпа не видит этого, как и того, что священные сосуды уже свалены у ног Антихриста.

В перспективе фрески представлен фрагмент, показывающий чудо исцеления, совершившееся на глазах толпы. Источником визуализации этого элемента мифа можно считать слова апостола Павла, когда он говорит, что Антихрист "будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными".

Рядом с Антихристом на фреске Л.Синьорелли изображен дьявол. Эта пара сливается в единый торс, даже левая рука Антихриста с указующим перстом является продолжением аналогичной конечности Дьявола – наглядное доказательство того, что они – единое целое. Дьявол что-то шепчет на ухо Антихристу.

Все действие, связанное с Антихристом, размещается в нижней части фрески; в верхней части помещено изображение небесного ангела, поражающего Антихриста. Такое разделение фрески было традиционным в христианской иконографической живописи - оно восходило к представлениям о вертикальной и горизонтальной моделях мира.

Таким расположением сцен Синьорелли выстраивает своеобразное бинарное членение фрески: одно – жизнь Антихриста, другое – его гибель. Разновременные пласты на фреске оказываются соединенными. Прошлое, настоящее и будущее как бы сконцентрированы и существуют одновременно. Совмещены не только разновременные эпизоды, связанные с тем или иным фрагментом мифа, но собраны вместе действия, происходящие в разных местах. Сцены как бы перетекают друг в друга, образуя единую композицию – от проповедей и деяний Антихриста, от царства морального падения и жестокости (передний и средний план) к гибели лжемессии (задний план).

Кульминационной в иконографии является сцена гибели Антихриста. Традиционно она изображалась как смерть Антихриста от удара молнии или от камня, падающего с неба; либо Антихрист просто падает с трона, а корона сползает с его головы; иногда ангел поражает Антихриста мечом. Фреска Луки Синьорелли изображает смерть Антихриста как совершившееся древнее пророчество, картина его гибели буквально следует библейскому тексту, повествующему: «Господь Иисус убьет духом уст Своих» , "будет сокрушен – не рукою".

Фигура Антихриста и дьявола симметрична фигурам двух людей в черном, находящихся в левом нижнем углу картины. Считается, что это сам художник и его предшественник Фра Анджелико. Живописцы в темных одеждах (что резко выделяет их из всех остальных фигур) - Фра Анжелико спокойно взирает на "происходящее" - внутрь фрески, Лука Синьорелли пристально смотрит на зрителя - вовне. Тело Фра Анжелико также образует единый торс с Синьорелли.

Кстати, некоторые исследователи склонны считать прообразом Антихриста у Синьорелли Джироламо Савонаролу - знаменитого флорентийского монаха-реформатора.

А теперь полюбуемся Апокалипсисом. Нет, не самим Апокалипсисом, о, нет - прекрасным и уникальным произведением искусства!

Арокалипсис

Мертвые выступают из своих гробов или из расселин и трещин в земле, а также из морской пучины. Порой они изображаются преображающимися: имея форму скелета в момент появления, они постепенно, по мере выхода из земли, обрастают плотью. Святой Августин выразил мнение, что во всеобщем воскресении все окажутся в возрасте Христа: он воскрес, как считалось, тридцатилетним. Они обычно изображаются соответствующим образом. (Августин, "О граде Божием")

На цоколях стен - декоративные панели с гротесками, в центре каждой панели - портрет философа или поэта - Данте, Вергилий, Овидий, Гораций, Гомер, Эмпедокл. Каждый портрет окружен четырьмя тондо со сценами из их произведений.

После завершения работы в Орвьето Синьорелли в дальнейшем часто посещает Сиену. В 1507 году он выполняет главный алтарь в соборе святого Медарда, состоящий из нескольких эпизодов из жизни Мадонны и Младенца.

В 1508 году Папа Юлий II пригласил нескольких художников в Рим, включая Синьорелли, Перуджино и Пентуриккьо для росписи большой комнаты Ватиканского Дворца, но вдруг поменял своё мнение уже после того как художники приступили к работе и отдал всю работу Рафаэлю. Всё сделанное было переписано. Лука вернулся в Сиену, но большую часть времени проводил дома в Кортоне. Он постоянно работал.

Синьорелли всегда уделял большое внимание анатомии. Злые языки говорили, что его школа прошла на похоронах. Художник внимательно изучал поведение обнаженного тела человека, его реакции на различные воздействия. "... ибо в живописных своих произведениях он указал способ изображать нагое тело так хорошо, с таким искусством и с разрешением таких трудностей, что оно кажется живым" (Вазари). Прекрасно демонстрируют эти исследования рисунки Синьорелли - они очень "роднят" Синьорелли и Микеланджело, влияние первого на второго достаточно заметно.

Во время работы в Кафедральном соборе Пассерини близ Кортоны художника внезапно частично парализовало. В 1523 году мастера не стало.

Луке Синьорелли можно только аплодировать, им можно только восхищаться. Великолепный художник, великолепный даже своей театральностью, которую все и всегда у него отмечают - это стиль, по которому безошибочно узнаешь его работы. Переходный период - переход к Высокому Возрождению - чрезвычайно богат на уникальных мастеров - титаны Ренессанса заслонили их совершенно незаслуженно - Лука Синьорелли один из них. Довольно смелые решения, переработка старых сюжетов в новом ключе, собственно мастерство - все достойно похвалы. А его рисунки! Посмотрите на его рисунки - на грустного поэта в шапочке - у него в глазах, в глубоких морщинах и в мелких морщинках, в опущенных уголках губ, в чуть приподнятых бровях - жизнь. - das_gift.


*1.Фра Лука Бартоломео де Пачоли ( Fra Luca Bartolomeo de Pacioli), (Борго Сан Сеполькро, 1445 — Борго Сан Сеполькро, 19 июня 1517) — итальянский математик, один из основоположников современных принципов бухгалтерии. Крупнейший европейский алгебраист XV в.



2. Benedetto Bonfigli (c. 1420 – July 8, 1496) - итальянский художник, активно работавший в Умбрии. Так же известен как Buonfiglio (Буонфильо).

3. Fiorenzo di Lorenzo (c. 1440 – 1522) - итальянский художник, умбрийская школа.

Поклонение волхвов.

4.  Бичевание Христа.1455-1460 Пьеро делла Франческа. Дерево, масло, темпера. Национальная галерея Марке, Урбино.

5. Адсон (Adso) (910 или 915 -992) - средневековый педагог и писатель. Происходил из знатного франкского рода. Ребенком был отдан на воспитание в монастырь Люксёй. С 934 г. руководил школой в мон-ре Сент-Эвр (Туль), с 968 г. аббат монастыря Монтье-ан-Дер. Был дружен с Гербертом Аурилакским (папа Сильвестр II). Собирал античные рукописи, составлял сборники житий и сказаний о чудесах святых, 6 из этих сборников сохранились. Наиболее значительное его сочинение- «О месте и времени антихриста» (949-954), написанное по заказу Герберги, жены западнофранкского короля Лотаря, сестры римско-германского императора Оттона I Великого.

Картина дня

наверх