Чёрно-белая фотография очень популярна сегодня. Считается, что подобные фото более стильные, глубокие и атмосферные. Сколько в этом правды, сколько моды, как фотографировать людей в чб и что важно в фотографии, если в ней нет цвета, читайте в этом материале.
Общие особенности съёмки чёрно-белого портрета
Прелесть чёрно-белой фотографии в её способности упрощать, отсекать лишнее. Когда на фото нет цвета, больше внимания зрителя уходит на компоновку кадра, паттерны и ритмы, эмоции модели.
Часто чёрно-белый вариант предпочитают для психологического портрета, в котором на первый план выходят эмоции и пластика тела модели. Без цвета проще создавать более атмосферные, мрачные или философские снимки.
Впрочем, чб — не панацея, и нельзя сказать, что у этого подхода есть какие-то значимые преимущества, которые ставят чёрно-белые фотографии выше цветных. Клиенты (если вы занимаетесь коммерцией) обычно оказываются более счастливы, когда им делают и цветные, и чёрно белые снимки в рамках одной и той же фотосессии.
Важно помнить, что есть сюжеты, которые отлично смотрятся в чёрно-белой гамме, а есть — которые так себе. Органичными на чб-фотосетах будут:
—глубокие тени, контраст;
— жёсткий свет;
— сильные эмоции или задумчивое, серьёзное выражение лица модели;
— геометрия на фоне, в реквизите и одежде модели;
— ритмы и паттерны.
А есть сюжеты, которые напротив, созданы для того, чтобы быть цветными. Например, если на съёмку пришла дама, весь образ которой построен вокруг красного платья и красной помады, нет смысла делать чб. Платье станет светло-серым, и весь лоск будет потерян.
Как фотографировать чёрно-белый портрет
Снимайте сразу в чб. Если вы снимаете на беззеркалку, можно сразу перевести её в чёрно-белый профиль — тогда уже при съёмке вы будете видеть, как снимок будет выглядеть в чб. Есть люди, которые умеют просто «в голове» видеть картинку чёрно-белой, но если такого скилла нет, можно воспользоваться помощью технологий.
Многие фотографы считают, что это не так уж важно, и перевести в чб снимок можно и в момент постобработки. С одной стороны, да, можно, а с другой — взгляд очень сильно меняется в зависимости о того, видишь ты в момент съёмки цветное или чёрно-белое изображение. По-другому смотрится свет и контраст. Даже компоновка фото сильно меняется.
Не бойтесь делать светлые фото. Очень важная вещь, которая имеет для чёрно-белого портрета особое значение — правильный свет. Существует расхожее мнение, что чёрно-белая фотография это про тёмные и мрачные картинки с контрастным светом.
Но это не аксиома. Очень нежным и лаконичным может быть, например, портрет невесты в чб в высоком ключе.
Вообще контраст — главный ключ к качественному чёрно-белому снимку. Фото может быть светлым, может быть тёмным. Главное, чтобы оно не было малоконтрастным — такие варианты смотрятся плохо.
Снимая в низком ключе, старайтесь не засветить фон. Что касается тёмных снимков, низкий ключ даёт как раз большой простор для работы со светом. С помощью импульсных или постоянных источников можно получить очень красивый и необычный рисунок.
При этом свет для портретов в низком ключе более сложный и требовательный, и у начинающих часто бывают с ним проблемы. Две самые распротранённые ошибки при съёмке чёрно-белых снимков в низком ключе: засвеченный задний план и сильный недосвет.
На первой картинке не слишком удачно засвечен фон — текстура мятой бумаги тут ни к чему, она отвлекает от лица модели. На втором — налицо недосвет на две ступени и очень слабый контраст.
Конечно, бывает, что автор прибегает к технической неточности умышленно: чтобы иронично подчеркнуть постановочность портрета в студии на мятом фоне или показать всю глубину тёмных мыслей модели недосветом. И, возможно, в 2% это окажется намеренным ходом, а не натягиванием совы на глобус. На деле проблема засвеченного фона обычно порождена небольшим помещением (чем меньше комната, тем сложнее ставить свет), а недосвета — непониманием, как получить хороший контраст.
Проблема фона решается просто: нужно ставить модель как можно дальше от него (неважно, специальный это бумажный фон или стена), а свет направлять немного сверху. Главная задача — чтобы стена и фон не были освещены одним источником света. Если нужен дополнительный свет на фон, направляйте на него другой прибор.
Создавайте контраст, используя боковой свет. Очень эффектные картинки можно получить, если размещать свет не фронтально, а сбоку. Важный момент: при использовании подобных схем света важно, чтобы модификатор хорошо отсекал поток и делал узкий луч. Тут лучше всегоподойдут стрип-боксы с сотами или портретные тарелки.
Ещё одна удачная идея для чёрно-белого портрета, которая поможет разнообразить серию — снимать силуэты со светящимся краем в строгом контровом свете.
Обработка чёрно-белых фотографий
Есть два основных подхода к работе с чб-снимками: снимать сразу в чб или переводить в чб на постобработке.
Я обычно снимаю RAW+JPEG сразу с одним из чб-профилей, чтобы во время съёмки примерно видеть, как выглядят картинки, а потом конвертирую RAW в Lightroom, переводя цвет в чб. В целом, какого-то единого алгоритма при работе с чб нет, тут всё зависит от конкретной съёмки и идеи. Пожалуй, единственная общая вещь, которая обычно нужна всем — добавить или усилить контраст.
Важнейшая настройка, о которая очень упрощает обработку чёрно-белых фото — использование цветовых каналов. В Lightroom за это отвечает рубрика B&W Mix. Его идея в том, чтобы можно было сделать отдельные цвета на снимке светлее или темнее. Кое в чём этот инструмент напоминает использование разных цветофильтров в плёночной фотографии. Но на постобработке контроля больше.
Чтобы осветлить цвет, сдвигаем бегунки направо, чтобы затемнить — налево. В случае с портретами нас в первую очередь интересует кожа.
Посмотрите, насколько по-разному выглядят варианты одного и того же снимка, но с затемнённой и осветлённой кожей. Такой подход даёт дополнительную свободу при обработке снимка.
Традиционно считается, что искусственно затемнённая кожа больше подходит мужскому портрету. Это позволяет подчеркнуть брутальность: больше текстуры коже, лучше считывается щетина. Для женского портрета напротив лучше кожу немного осветлять: это скрадывает детали и упрощает дальнейшую ретушь.
Свежие комментарии