На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Юрий Черепнин
    Французкие были вкусней,но их не завозили кремлевские диверсанты !«Ножки Буша»: что...
  • Юрий Черепнин
    Горби гробил все на выхволку перед США«Ножки Буша»: что...
  • Виктория Иванова
    А, ведь, они реально помогли не окочуриться с голоду. Грустно и неприятно, но это так. Я помню какая счастливая была ...«Ножки Буша»: что...

Чёрно-белый портрет: лайфхаки и особенности

Чёрно-белая фотография очень популярна сегодня. Считается, что подобные фото более стильные, глубокие и атмосферные. Сколько в этом правды, сколько моды, как фотографировать людей в чб и что важно в фотографии, если в ней нет цвета, читайте в этом материале.

Цвета в фотографии долго не было вовсе. Но сегодня чёрно-белые фото переживают вторую молодость

Общие особенности съёмки чёрно-белого портрета

Прелесть чёрно-белой фотографии в её способности упрощать, отсекать лишнее.

Когда на фото нет цвета, больше внимания зрителя уходит на компоновку кадра, паттерны и ритмы, эмоции модели. 

Часто чёрно-белый вариант предпочитают для психологического портрета, в котором на первый план выходят эмоции и пластика тела модели. Без цвета проще создавать более атмосферные, мрачные или философские снимки. 

Впрочем, чб — не панацея, и нельзя сказать, что у этого подхода есть какие-то значимые преимущества, которые ставят чёрно-белые фотографии выше цветных. Клиенты (если вы занимаетесь коммерцией) обычно оказываются более счастливы, когда им делают и цветные, и чёрно белые снимки в рамках одной и той же фотосессии. 

Важно помнить, что есть сюжеты, которые отлично смотрятся в чёрно-белой гамме, а есть — которые так себе. Органичными на чб-фотосетах будут:

глубокие тени, контраст;

— жёсткий свет;

— сильные эмоции или задумчивое, серьёзное выражение лица модели;

— геометрия на фоне, в реквизите и одежде модели;

— ритмы и паттерны.

А есть сюжеты, которые напротив, созданы для того, чтобы быть цветными. Например, если на съёмку пришла дама, весь образ которой построен вокруг красного платья и красной помады, нет смысла делать чб. Платье станет светло-серым, и весь лоск будет потерян.

Платье давало очень хороший цветовой акцент, в чёрно-белом варианте его нет 

Как фотографировать чёрно-белый портрет

Снимайте сразу в чб. Если вы снимаете на беззеркалку, можно сразу перевести её в чёрно-белый профиль — тогда уже при съёмке вы будете видеть, как снимок будет выглядеть в чб. Есть люди, которые умеют просто «в голове» видеть картинку чёрно-белой, но если такого скилла нет, можно воспользоваться помощью технологий.

Многие фотографы считают, что это не так уж важно, и перевести в чб снимок можно и в момент постобработки. С одной стороны, да, можно, а с другой — взгляд очень сильно меняется в зависимости о того, видишь ты в момент съёмки цветное или чёрно-белое изображение. По-другому смотрится свет и контраст. Даже компоновка фото сильно меняется.

Не бойтесь делать светлые фото. Очень важная вещь, которая имеет для чёрно-белого портрета особое значение — правильный свет. Существует расхожее мнение, что чёрно-белая фотография это про тёмные и мрачные картинки с контрастным светом.

Но это не аксиома. Очень нежным и лаконичным может быть, например, портрет невесты в чб в высоком ключе.

Светлый контрастный снимок выглядит хорошо в чб 

Вообще контраст — главный ключ к качественному чёрно-белому снимку. Фото может быть светлым, может быть тёмным. Главное, чтобы оно не было малоконтрастным — такие варианты смотрятся плохо.

Контрастный высокий ключ легко получить используя совершенно классические схемы света, если у человека в кадре контрастная внешность: например, светлая кожа и тёмные глаза. Или контрастная одежда / Фото: unsplash.com

Снимая в низком ключе, старайтесь не засветить фон. Что касается тёмных снимков, низкий ключ даёт как раз большой простор для работы со светом. С помощью импульсных или постоянных источников можно получить очень красивый и необычный рисунок.

При этом свет для портретов в низком ключе более сложный и требовательный, и у начинающих часто бывают с ним проблемы. Две самые распротранённые ошибки при съёмке чёрно-белых снимков в низком ключе: засвеченный задний план и сильный недосвет.

Классические ошибки в вакууме  

На первой картинке не слишком удачно засвечен фон — текстура мятой бумаги тут ни к чему, она отвлекает от лица модели. На втором — налицо недосвет на две ступени и очень слабый контраст.

Конечно, бывает, что автор прибегает к технической неточности умышленно: чтобы иронично подчеркнуть постановочность портрета в студии на мятом фоне или показать всю глубину тёмных мыслей модели недосветом. И, возможно, в 2% это окажется намеренным ходом, а не натягиванием совы на глобус. На деле проблема засвеченного фона обычно порождена небольшим помещением (чем меньше комната, тем сложнее ставить свет), а недосвета — непониманием, как получить хороший контраст.

Проблема фона решается просто: нужно ставить модель как можно дальше от него (неважно, специальный это бумажный фон или стена), а свет направлять немного сверху. Главная задача — чтобы стена и фон не были освещены одним источником света. Если нужен дополнительный свет на фон, направляйте на него другой прибор.

Поднимая источник света выше, следите за тем, чтобы не потерять блик в глазах  

Создавайте контраст, используя боковой свет. Очень эффектные картинки можно получить, если размещать свет не фронтально, а сбоку. Важный момент: при использовании подобных схем света важно, чтобы модификатор хорошо отсекал поток и делал узкий луч. Тут лучше всегоподойдут стрип-боксы с сотами или портретные тарелки.

Можно использовать два светильника, расположнных по диагонали  

Ещё одна удачная идея для чёрно-белого портрета, которая поможет разнообразить серию — снимать силуэты со светящимся краем в строгом контровом свете.

Подобные снимки уместны и для съёмки love-story и для индивидуального портрета. Главное, чтобы вся серия не состояла из одних силуэтов. Всё же это не классика  

 

Обработка чёрно-белых фотографий

Есть два основных подхода к работе с чб-снимками: снимать сразу в чб или переводить в чб на постобработке.

Я обычно снимаю RAW+JPEG сразу с одним из чб-профилей, чтобы во время съёмки примерно видеть, как выглядят картинки, а потом конвертирую RAW в Lightroom, переводя цвет в чб. В целом, какого-то единого алгоритма при работе с чб нет, тут всё зависит от конкретной съёмки и идеи. Пожалуй, единственная общая вещь, которая обычно нужна всем — добавить или усилить контраст.  

Важнейшая настройка, о которая очень упрощает обработку чёрно-белых фото — использование цветовых каналов. В Lightroom за это отвечает рубрика B&W Mix. Его идея в том, чтобы можно было сделать отдельные цвета на снимке светлее или темнее. Кое в чём этот инструмент напоминает использование разных цветофильтров в плёночной фотографии. Но на постобработке контроля больше.

Чтобы осветлить цвет, сдвигаем бегунки направо, чтобы затемнить — налево. В случае с портретами нас в первую очередь интересует кожа.

Цвет человеческой кожи лети в красно-жёлтом диапазоне, сдвигаем бегунки подобным образом, чтобы осветлить кожу  

Посмотрите, насколько по-разному выглядят варианты одного и того же снимка, но с затемнённой и осветлённой кожей. Такой подход даёт дополнительную свободу при обработке снимка.

Обратите внимание, что меняется не только светлота. Слева на коже заметно существенно больше рельефа и деталей  

Традиционно считается, что искусственно затемнённая кожа больше подходит мужскому портрету. Это позволяет подчеркнуть брутальность: больше текстуры коже, лучше считывается щетина. Для женского портрета напротив лучше кожу немного осветлять: это скрадывает детали и упрощает дальнейшую ретушь.

Картина дня

наверх