На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фото-Мир и обо всем...

6 688 подписчиков

Свежие комментарии

Почему Мадонны всегда в синем

Синий цвет окружает нас всю жизнь, это цвет неба, моря и гор. Но при этом чистый синий пигмент в природе встречается относительно редко.

Удивительно, что древние греки не выделяли синий цвет и не отличали его от фиолетового и пурпурного, в лексике древнегреческого и латинского языков слово «синий» тоже практически не встречается, а если и встречается, то означает просто «темный». Синяя одежда в Древнем Риме символизировала траур, а с эстетикой небесной и морской синевы в античности, похоже, вообще были мало знакомы.

Даже и в раннем средневековье небо было белым или черным, а море зеленым. Хотя получать синюю краску из природных пигментов люди умели очень давно, до 10-12 веков она применялась мало.

Зато к 13-му веку наступил бум синевы. Используемый тогда синий пигмент получали из перетертых в порошок минералов, это делало ткани синего цвета очень ценными и редкими. Синий цвет стал «царственным», а затем и «божественным», люди осознали синеву неба как символ иного, вечного мира.


Капелла Скровеньи, Падуя, роспись Джотто, 1305 г.

Из темного и тусклого серо-синего, каким он был многие столетия, цвет на фресках и картинах художников стал ярко-синим, одежды Богоматери и Христа тоже начали рисовать синими, как знак царственности и небесной власти.

И тут возникла проблема, о которой я писала в посте «Почему старые картины зеленеют». Истинно синим, стойким ультрамариновым цветом обладал лишь пигмент лазурита, дорого и трудно получаемый, ценящийся без шуток наравне с золотом. Этот драгоценный пигмент использовался крайне бережно и резервировался только для самых значимых частей картин – одежды Мадонны и младенца Христа.

Для других синих частей картины художники в целях экономии использовали дешевый пигмент азурита, часто называемый «немецким синим». Этот цвет был бледнее, холоднее, и со временем «выгорал» в зеленый. Поэтому на многих картинах таких известных художников как Сандро Боттичелли с годами образовалась очень заметная разница пигментов – одеяния Мадонн оставались яркого сочного синего цвета, а остальная часть картины зеленела и блекла.


Боттичелли, "Мадонна с Младенцем", 1480 г.

Дело дошло до того, что употребление синих красок начало контролироваться государством и церковью. Во Флоренции 14 века применение в алтарных образах «немецкой синей» было запрещено, отчего художники шли на ухищрения.

Например, закрашивали синие места сначала дешевой азуритовой краской, а потом наносили тонкий слой драгоценного ультрамарина. На фресках так вообще делали всегда – потому что сырая штукатурка поглощала много краски и требовала большого количества пигмента. На сырую стену наносили много слоев азурита и ждали высыхания, а уже потом сухую фреску покрывали ультрамарином, смешанным с желтком в качестве связующего средства.


Капелла Скровеньи, Падуя, роспись Джотто, фрагменты, 1305 г.

Именно таким способом Джотто расписал знаменитую Капеллу Скровеньи в Падуе, в самом начале 14 века.
Примечательно, что, принимая заказ на картину, художники в первую очередь подписывали контракты с указанием количества и качества требуемых пигментов. Недаром многие картины 15-16 веков оплачивались по числу изображенных фигур, и отдельной статьей шла оплата самого ценного ультрамаринового пигмента.

Известен случай, когда Микеланджело не смог закончить картину, потому что у заказчика не хватило средств на лазурь для одеяния Мадонны. Картину пришлось просто бросить, ведь по контракту вся цветовая композиция строилась вокруг предполагаемого ярко-синего плаща.


"Манчестерская Мадонна", незаконченная картина Микеланджело Буонарроти, 1497

Редкие художники использовали драгоценный пигмент в картинах нецерковной тематики. Например, Вермеер всегда использовал ультрамарин, даже если для его покупки ему приходилось влезать в долги. Дело в том, что художник обнаружил удивительные свойства этого пигмента в смешении с другими красками. Например, добавляя немного синего в черный, можно получить уникальную передачу дневного света на холсте.


Ян Вермеер, "Молочница", 1660 г.

Картина дня

наверх