На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фото-Мир и обо всем...

6 688 подписчиков

Свежие комментарии

Бунин и евреи

Бунин и евреи

Иван Алексеевич Бунин как русский писатель и поэт известен широкому кругу читателей. Его жизнь и творчество, высоко оцененное Нобелевской премией по литературе, изучалось многими литературоведами.
Однако есть в судьбе Бунина аспект, который почему-то стараются не замечать. Это его взаимоотношения с русско-еврейскими интеллектуалами. А ведь в круге общения писателя было много евреев, бывших его приятелями, помощниками, а то и благодетелями. В его доме укрывались представители этой нации, спасавшиеся от нацистов. Данные обстоятельства жизни талантливого русского творца весьма интересны.

Из биографии Бунина

Будущий писатель родился 10 октября 1870 в Воронеже. Свои детские годы он провел среди прекрасной русской природы Орловской губернии, куда в родовое имение неподалеку от Ельца его переехали небогатые родители-дворяне. Поначалу, как и многие дворянские дети того времени, обучался дома, а затем с 10-летнего возраста – в Елецкой гимназии, из которой в 1886 был исключен за то, что не явился «из рождественского отпуска». Дальнейшим получением знаний Иван Бунин обязан своему старшему брату Юлию, который в основном занимался с ним гуманитарными дисциплинами.

Первые пробы пера юного Бунина относятся к гимназическому периоду. Впоследствии, в 1888, его стихотворения опубликовали в журнале «Родина». Позже поэзия Бунина вошла в сборники «Под открытым небом», «Листопад».

Люди, которые были знакомы с начинающим литератором, видели в нем в нем силу и жажду жизни. Вероятно, эти качества помогли молодому поэту войти в литературные круги России. Знакомство и общение с Константином Бальмонтом, Львом Толстым, Антоном Чеховым, Валерием Брюсовым, Александром Куприным и другими мастерами литературы сыграли важную роль в его жизни и творчестве. В 1909 заслуги писателя были оценены Пушкинской премией и званием почетного академика санкт-петербургской АН. В 1910-е годы Иван Алексеевич создал великолепные рассказы: «Антоновские яблоки», «Легкое дыхание», «Грамматика любви» и другие, вошедшие затем в 1915 в его «Полное собрание сочинений».

Не приняв «окаянные дни» большевистской революции 1917, Бунин вместе с супругой Верой Николаевной Муромцевой в июне 1918 уехал сначала из Москвы, а затем в январе 1920 навсегда покинул Россию.

В эмиграции Иван Алексеевич после нескольких лет временного «творческого оскудения» продолжил писать. Из-под его пера вышли прозаические шедевры: «Митина любовь», «Солнечный удар», роман «Жизнь Арсеньева», за который в 1933 писатель получил Нобелевскую премию.

Отдельная страница его биографии – шестилетняя жизнь во время Второй мировой войны на высокогорной вилле «Жаннет» в юго-восточной части Франции. Именно здесь гостили многочисленные друзья и знакомые Бунина, среди которых была и внучка Пушкина Елена Розенмайер, а также нашли спасение евреи: пианист Александр Либерман с супругой, литератор Александр Бахрах.
После войны, уже возвратившись в Париж, Бунин очень хотел побывать на родине, посетить знакомые места. Однако он понимал, что уже стар, пугала и боязнь «почувствовать себя в пустоте» в отсутствие живых друзей. В 1947 у писателя диагностировали эмфизему легких. С того времени слабость не проходила, что не мешало мастеру заниматься литературной деятельностью. Даже в последние месяцы жизни он работал над литературным портретом Антона Павловича Чехова, который остался незавершенным. Восьмого ноября 1953 Бунин скончался. Местом его упокоения стало парижское кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.



Бунин и евреи

Российский еврейский конгресс совместно с центром «Холокост», поддерживаемые МИД РФ, в начале 2020 предприняли очередную попытку поставить вопрос о том, чтобы присвоить русскому писателю Ивану Алексеевичу Бунину звание «Праведник народов мира». В качестве доказательств предоставлялись документальные свидетельства, собранные в четырех странах. Это, прежде всего, дневниковые записи самого писателя времен Второй мировой, воспоминания людей из его окружения и т.д.

В течение 1942-1944 годов на юге Франции немецкими нацистами совместно с французскими пособниками производились массовые облавы на еврейское население. Их целью была его изоляция и последующая отправка в лагеря, расположенные на территории Польши, для ликвидации. Депортации подверглись десятки тысяч человек, многие из которых погибли. В эшелонах смерти могли оказаться и друзья Бунина еврейской национальности, проживавшие тогда во Франции.

Иван Алексеевич и Вера Николаевна Бунины, находившиеся тогда в юго-восточной части страны близ города Грассе приютили у себя на вилле пианиста Александра Либермана с женой Сурой. Причем писатель лично поехал за ними и привез их к себе домой. Он действительно был человеком, готовым в любой ситуации прийти на помощь близким людям. В 1942 Иван Алексеевич приехал в Ниццу и заглянул в гости к Либерманам, своим хорошим знакомым. От них он узнал, что семья готовится к срочному отъезду из-за облавы на евреев. Писатель, абсолютно не думая о последствиях, сразу же настойчиво стал предлагать супругам отправиться на его виллу и пересидеть опасный период.

В их доме нашел приют и литератор Александр Бахрах. Однажды он, скрываясь от нацистов, просто зашел к Буниным. Там, по его словам, встретив ласку и теплоту, остался на нескольких лет. Дом писателя оказался надежным укрытием от «всех враждебных вихрей», которые пронеслись мимо него. Бахрах не раз повторял, что Бунину он обязан очень многим.
Следует отметить, что в то время сам Иван Алексеевич и его супруга были людьми без французского гражданства, жили в доме, который им не принадлежал. Кстати, хозяйкой этой виллы была англичанка, которая, спасаясь от войны, отбыла на родину. Семья Буниных арендовала у нее дом еще в предвоенные годы из-за невысокой цены. Теперь же жилище считалось английским, то есть вражеским. Несмотря на эти сложные условия, рискуя собственными жизнями, Иван Алексеевич и Вера Николаевна спасали жизни людей. Так что звание «Праведник народов мира» Бунин, несомненно, заслужил.

Советские историки литературы и биографы Бунина во времена СССР по идеологическим причинам избегали рассматривать взаимоотношения писателя с евреями. Несмотря на развал государства и смену парадигмы, до сих пор этот вопрос остается недостаточно исследованным, что, безусловно, несправедливо. Ведь не является секретом, что в эмигрантской среде Ивана Алексеевича окружали евреи, коими были почитатели его таланта, меценаты, приятели, помощники. Его бытовое юдофильство так раздражало некоторых, что даже породило прозвище «ж*довский батько», которым его наградили недоброжелатели за хорошее отношение к евреям.

Известно и негативное отношение писателя к гитлеризму, не в последнюю очередь, из-за бесчеловечности нацистов к евреям. Что касается весьма живучего «мифа о бунинском монархизме», то здесь тоже не все так просто. Будучи дворянином, что вызывало в нем гордость, Бунин не входил в консервативно-монархические и ура-патриотические эмигрантские круги, среди представителей которых процветал махровый антисемитизм. Что опять-таки четко указывает отношение писателя к «еврейскому вопросу».


Картина дня

наверх