Школьницы Наташа Князькова (слева) и Оксана Слободчикова и тренер Михаил Рыбаков во время тренировки в одной из люберецких «качалок». СССР. Московская область. Люберцы. 1 мая 1987
Вдох глубокий. Руки шире.
Не спешите, три-четыре!
Бодрость духа, грация и пластика.
Общеукрепляющая,
Утром отрезвляющая,
Если жив пока еще — гимнастика!
Это строчки из песни Владимира Семеновича Высоцкого «Утренняя гимнастика». И если говорить об этом спорте, то он действительно был популярен среди советских людей.
А что дальше? Как мужчины и женщины качались во времена Советского Союза? Какими методиками пользовались? Какие добавки принимали?
В СССР бодибилдинг был под запретом. Качков осуждали за самолюбование
Где-то в конце пятидесятых жители СССР начали постепенно осваивать рудиментарные качалки. Любовь к культуризму, конечно, появилась сильно раньше. Но по-настоящему популярным в культуре бодибилдинг стал именно в 60-е.
Тогдашние спортзалы сильно отличались от того, что есть сейчас: понятно, что не было беговых дорожек, эллипсов и других современных тренажеров. Но в дефиците были даже тренажеры, состоящие из обыкновенного железа. Турники, кольца, козлы — да. Штанги, гантели, блины — чуть реже. Первые спортзалы появились в 1961 году в Санкт-Петербурге. Дальше моду переняли другие крупные города.
В 1971-м в Северодвинске прошел первый чемпионат по бодибилдингу. В 1972-м — второй. А уже через год чиновники из партии запретили бодибилдинг на территории Советского Союза. Формулировка была размытой: эту культуру обвиняли в «неправильности пропаганды». В послевоенный период власти страны старались сделать общество более спортивным: гимнастика, бег, плавание, традиционные виды спорта. Бодибилдинг же у некоторых чиновников был связан с антисоветской пропагандой, нарциссизмом, излишним самолюбованием. Поэтому образы бодибилдеров постоянно сопоставляли с различной «грязью»: жуликами, алкоголиками (внезапно!) и преступниками.
На одном из заседаний Госкомспорта чиновники записали такой момент:
«В последнее время получили распространение виды физических упражнений и занятий, ничего общего не имеющие с советской системой физического воспитания, несущие опасность распространения идей, содержащих вредную социальную направленность… Тренировки включают лишь упражнения с отягощениями, направленные на безмерное увеличение мускулатуры. Самолюбование, крайний эгоизм, щеголяние так называемой культурой тела — все это находится в противоречии с советской системой физической культуры и спорта, воспитывающей коллективизм, трудовую и политическую активность».
В это время развивались подпольные качалки, о которых не было принято особо рассказывать. Обычно энтузиасты открывали и обустраивали их в подвалах или в заброшенных зданиях, где и занимались небольшими группами. Как правило, занимались по программам советских спортсменов, основной специализацией которых был даже не бодибилдинг, а что-то другое. Например, свой комплекс упражнений в отдельную брошюру оформил борец Евгений Сандов, который молниеносно стал популярным у подпольных культуристов.
Все ограничения были полноценно сняты лишь в начале 1980-х. В 1986-м в подмосковных Люберцах состоялся первый официальный турнир по бодибилдингу.
Участники конкурса культуристов «Мистер Одесса» в спортивном зале клуба «Олимп», 1990 г.
Как качались в СССР — рассказывает чемпион России по бодибилдингу 2006 года
В 2016-м «Экспресс-газета» сделала интервью с Дмитрием Голубочкиным. Это российский и советский культурист, абсолютный чемпион России по бодибилдингу 2006 года. Вот несколько его цитат о качалке и СССР:
-
О первых качалках: «Сейчас у людей много возможностей, но мало энтузиазма. В 80-е было только желание и перепечатанные из иностранных журналов фотографии. Минимум информации, тренировки в подвалах. Первый мой зал находился в бомбоубежище, активисты договорились с администрацией и оборудовали там тренажерный зал самостоятельно — варили тренажеры, кто-то доставал где-то гантели или делал сам. Энтузиазм был огромный, для людей того времени мы были фриками».
-
О запрете бодибилдинга: «Рекламировались подвальные качалки сарафанным радио, через друзей и знакомых. Но далеко не каждый мог зайти и потренироваться, в каждом подвале была своя тусовка, к парню долго присматривались и проверяли, прежде чем пустить внутрь. В основном в качалки ходила молодежь, но были и взрослые дяди, пришедшие из штанги и пауэрлифтинга в новое направление — атлетическую гимнастику, так это называлось раньше. Слово „бодибилдинг“ было запрещено. Советская власть к этому относилась категорично: иностранное слово, иностранный спорт, мужики выходят в плавках».
-
О программах для тренировок: «Информации было мало, и все тренировались по принципу проб и ошибок. Через друзей, знакомых доставали иностранные журналы Muscle & Fitness, Iron Man, иногда даже за деньги. Фотографировали статьи на обычный фотоаппарат, переводили и на этом основывали свои тренировочные схемы. Плюс в Прибалтике выпускались журналы по бодибилдингу, им проще было добывать информацию, потому что рядом заграница».
-
О влиянии Прибалтики на советский бодибилдинг: «Прибалтийские журналы были не глянцевые, а черно-белые, как обычная газета, но они давали минимум необходимой информации: схемы тренировок, соревнования. В Прибалтике даже можно было достать протеин, его привозили из-за границы. Но до России спортивное питание не доходило, поскольку власть запрещала все это. Кроме того, Прибалтика была единственный местом, где в начале 80-х проходили соревнования по бодибилдингу. Только к концу 80-х власть начала оттаивать, и с 1987 года в СССР наконец-то начали проводить официальные чемпионаты страны по бодибилдингу».
Арнольд Шварценеггер был идейным вдохновителем советских культуристов
Когда многие сверстники 15-летнего Арнольда упарывались в тусовки и гулянки, он сам осваивал железо. В этом возрасте Арни запустил карьеру бодибилдера и, по его же словам, мечтал обрасти горой мышц — очень уж сильно его привлекала культура качалки.
Шварценеггер развивался не только в спортзале, но и как модель. Передачи с его участием часто переводили и записывали на кассеты. Его фото попадали во многие журналы. Советские культуристы равнялись на Арнольда — узнавали его методики, диеты, программы и старались идти по тому же пути. О влиянии Шварценеггера на советских мужчин рассказывал и Голубочкин:
«Критерии в бодибилдинге были совсем другие, кумиром для всех был Арнольд Шварценеггер, все смотрели на него и оценивали себя по его подобию. В основном смотрели на пропорции и гармоничное развитие всего тела в целом. Большое внимание уделялось качеству мускулатуры, то есть мышцы должны были быть максимально жесткими. Для этого надо было сидеть на строгой диете. Спортивного питания не было, поэтому не было и такого огромного объема мышечной массы, как сейчас».
Кстати, влияние работало и в обратную сторону. Сам Шварценеггер вдохновлялся Юрием Власовым, который в 1950–1960 годах был сильнейшим штангистом мира. Однажды Шварценеггер специально прилетел в СССР, чтобы повидаться с Власовым. А у нас есть материал об этой замечательной истории:
Какие упражнения были у советских культуристов. Спойлер: они вам знакомы
-
жим лежа;
-
сгибания со штангой передним хватом;
-
отжимания на брусьях;
-
разгибание рук в кроссовере прямым хватом;
-
много других упражнений, которые спортсмены ежедневно делают в зале.
Советская спортзальная система упражнений не сильно отличается от той, что есть сейчас. Различия в тренажерах — да: тогда не было модных электронных тренажеров, поэтому люди часто работали со свободными весами. В остальном — мало уникального.
А что там насчет добавок? Вот здесь был дефицит. Но советские качки эффективно замещали протеиновые коктейли мощнейшим фрешем из сырых яиц. Альтернативный вариант — яичный порошок и молоко. Еще один вариант — молоко и молочный порошок. Сайт «Бодибилдинг и фитнес» говорит, что местные культуристы часто ели детское питание и смеси для набора массы.
Свежие комментарии