Дымная деревенская изба, трепещущий свет лучины, тяжелое дыхание женщины, корчащейся в муках. Роды идут уже несколько часов. Ребенок никак не появляется на свет. Повитуха, уставшая, но решительная, резко командует мужу: — Стреляй! Грохот выстрела оглушает всех присутствующих. Роженица вздрагивает от неожиданности.
И раздается крик новорожденного.Так в старину принимали «шоковые» роды. Считался одним из самых необычных, но действенных методов помощи при затяжных родах.
Почему стреляли? Как этот странный обычай действительно помогал? И кто вообще принимал роды на Руси?
Повитухи — главные «акушерки» древности
В старину повивальная бабка была не просто помощницей при родах. Она была настоящей хранительницей народной мудрости. Эти женщины совмещали в себе роли акушерки, травницы и знахарки. Они передавали свои знания из поколения в поколение.
Повитухой могла стать только уважаемая в общине женщина, обычно в возрасте за сорок. И обязательным условием было – материнство. Общество строго следило за её нравственностью. На Руст считали, что «блудливая» или проклятая женщина не может принимать младенцев. Повитуха должна была отлично разбираться в целебных травах, знать заговоры и приметы. И главное — могла помочь даже в самых трудных родах.
В день родов повитуха превращалась в главного распорядителя таинства. Она тщательно готовила место:
— стелила мягкую солому,
— грела воду,
— окуривала баню целебными травами.
Во время схваток умелыми руками могла помассировать живот роженицы или даже осторожно поправить положение младенца в утробе. Особое внимание уделялось обрядам. Повитуха распускала все узлы на одежде, читала заговоры, помогая природе «развязать» родовые пути.
Когда же на свет появлялся новый человек, повивальная бабка совершала важнейшие действия — перерезала пуповину. Новорожденного купали, а затем заворачивали в отцовскую рубаху, веря, что это убережёт младенца от злых сил.
«Не в избе, а в бане». Священное место для родов на Руси
На Руси роды никогда не принимали в жилой избе. Это считалось делом нечистым, оскверняющим домашний очаг. Кровь и так называемую «родильную скверну» строго отделяли от повседневной жизни. Для этого таинства выбирали особое место – баню. Она воспринималась людьми как граница между миром людей и потусторонними силами.
Подготовка бани к родам превращалась в настоящий ритуал. Помещение тщательно вымывали до зеркального блеска, скоблили стены и полы, изгоняя малейшие следы нечистоты.
Особое значение придавалось прогреванию — баню топили «в три жара». Трижды основательно протапливали, чтобы очистить пространство от злых духов. На пол стелили душистую солому, создавая мягкое ложе для роженицы, а сверху покрывали льняным полотном — символом чистоты и нового начала.
В некоторых регионах существовал особый обычай. Роженицу усаживали прямо в печь, конечно же, не в огонь, а на специальную доску у устья. Тепло, исходящее от печи, расслабляло мышцы. Тем самым, облегчая мучительные схватки. Это действие имело и сакральный смысл. Подобно хлебу, «выпекаемому» в печи, в этом священном пространстве «выпекался» новый человек.
«Громкий способ». Ружейный выстрел как помощь при родах
В русской народной традиции существовал необычный, но действенный способ ускорить затянувшиеся роды. Когда все методы уже были испробованы, а ребенок все не появлялся на свет, повитуха могла приказать: «Стреляй, мужик!» Этот обычай, распространенный в северных и сибирских регионах, имел под собой как практическое, так и сакральное обоснование.
Резкий звук выстрела производил мгновенный физиологический эффект. Внезапный грохот вызывал у роженицы мощный выброс адреналина. А следовательно, усиливало схватки и заставляло женщину тужиться.
Но не менее важна была и мистическая составляющая. Наши предки верили, что громкий звук отпугивает нечистую силу, которая может «удерживать» младенца в утробе. Грохот выстрела ассоциировался с громом Перуна, древнего бога-громовержца. Он символизировал жизненную силу.
Этнографические записи сохранили несколько любопытных случаев применения этого метода. В одной архангельской деревне повитуха велела мужу выстрелить в печную трубу. После оглушительного грохота роды завершились и весьма благополучно.
В Вологодской губернии использовали хитрый прием: стреляли в потолок ружьем, заряженным паклей. От этого получился только дым и звук без опасных последствий.
Когда под рукой не оказывалось ружья, прибегали к другим способам создания резкого звука — били в сковороду, громко кричали «Горим!».
Другие необычные, но работающие методы.
1. «Пляски на лавке».
Если роды шли медленно, повитуха заставляла женщину прыгать с лавки или танцевать. Этот способ ускорял процесс.
2. «Дух медведя».
В северных селах роженицу заворачивали в медвежью шкуру. Здесь ходило поверье, что зверь даст ей силу.
3. Заговоренная вода.
Повитухи шептали на воду: «Как месяц родится, так и ты, младенец, родись» — и давали пить роженице.
Детская выживаемость при традиционных родах. Суровая реальность прошлого
История не сохранила точных статистических данных о выживаемости младенцев после таких нетрадиционных родов. В крестьянских семьях того времени многодетность являлась естественным явлением. В среднем каждая женщина рожала от восьми до двенадцати детей.
Но есть и обратная сторона этой картины. В то время была пугающе высокая младенческая смертность. Почти треть новорожденных не доживала до своего первого дня рождения.
Эффективность древних методов при родах объясняется несколькими ключевыми факторами. Женский организм в те времена отличался особой выносливостью. Беременные до последнего дня занимались тяжелым физическим трудом, что исключало проблему «лежачих» беременностей.
Широко практиковавшиеся вертикальные роды в положении стоя или на корточках намного снижали риск многих осложнений. Природная аптека в виде отваров малины и ромашки обеспечивала естественное обезболивание. Да и вековой опыт повитух позволял справляться со многими непредвиденными ситуациями. А самое главное — вера в то, что роды должны завершиться благополучно. Может, в этом и был секрет?
Свежие комментарии