На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фото-Мир и обо всем...

6 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Людмила Лиханова (Беговщиц)
    Интересно, профессионально...но почти все они похожи на старых наркоманок...грехи у всех на лицахКрасота и сила не...
  • Элеонора Коган
    И знаменитости здесь, да и сама Москва показана безо всяких прикрас.Какой была Россия...
  • Элеонора Коган
    Отличные исторические кадры!!!!Какой была Россия...

Судьба самого невезучего русского поэта Евгения Баратынского

Грустный, слабосильный, нервный человек. Поэт Евгений Баратынский по складу характера походил на Гоголя. Вот только, в отличие от Николая Васильевича, Евгений Абрамович не познал всенародную славу при жизни, оставшись самым недооцененным русским поэтом.

Судьба была жестока к Баратынскому, нанеся ему три удара, от последнего из которых он так и не смог оправиться.

Удар первый. Воришка-Баратынский

Что может быть трагичнее для дворянина, чем клеймо вора? Шлейф от некрасивой истории, случившейся с Баратынским в юности, преследовал его всю жизнь. Салонные сплетни, язвительные шутки, гнусные намеки - через все это поэту пришлось пройти.

Это произошло в Пажеском корпусе. Баратынский, устроенный туда по протекции матери, бывшей фрейлины императрицы, учился плохо и примерным поведением не отличался. В 1816-ом году 16-летний Баратынский со своим приятелем Дмитрием Ханыковым украли из бюро одного из учителей 500 рублей и золотую табакерку.

Воров быстро разоблачили. Событие получило огромный резонанс, фактически, оно стало известно на всю страну. О происшествии в Пажеском корпусе доложили императору.

Баратынский в юности. Неизвестный художник. Общественное достояние.
Баратынский в юности. Неизвестный художник. Общественное достояние.

Родители Баратынского и Ханыкова пытались спасти своих недорослей - но тщетно. Евгения и Дмитрия исключили из корпуса, а также, по сути дела, лишили их дворянского звания. Молодые люди не могли быть приняты на гражданскую или военную службу. Единственным способом реабилитации было записаться в солдаты, начав с самых низов.

Это событие кардинально изменило жизнь Баратынского, поделив ее на "до" и "после". Кроме того, оно привело к тяжелейшей психотравме. Юноша впал в нервное оцепенение, затем пытался покончить с собой, находился на грани жизни и смерти. Полученный в столь юном возрасте жизненный удар отразился и на характере Баратынского: он стал замкнут, задумчив, печален. Этими же чертами отличается и его поэзия.

 

Удар второй. Болезнь жены

Подтверждение дворянского звания стало тяжелым испытанием для Баратынского. На протяжении трех лет его мать Александра Федоровна писала императору и другим важным лицам, умоляя простить Евгения. Тщетно.

В феврале 1819 года, поняв, что прощения ему не видать, Баратынский поступает рядовым в Лейб-гвардии Егерский полк. Служба, вопреки тревожным ожиданиям молодого человека, оказалась не такой и страшной. Однажды, стоя на часах, он даже повстречал императора Александра Павловича.

Один раз меня поставили на часы во дворец во время пребывания в нём покойного государя императора Александра Павловича. Видно, ему доложили, кто стоит на часах: он подошёл ко мне, спросил фамилию, потрепал по плечу и изволил ласково сказать: «Послужи!».

Десять лет понадобилось Баратынскому, чтобы подтвердить дворянское звание. Наконец, он был прощен. Но вот только клеймо "воришки" поэту не удалось смыть до самой смерти...

В 1826 году Баратынский издает своей первый поэтический сборник. На стихи и поэмы молодого поэта обращают внимание. Критики отмечают глубокую мысль, скорбную атмосферу и нацеленность поэта внутрь, в глубины своей души. Баратынский представляется читателям "темным Пушкиным" - его поэзия, при всей мощи стиха, лишена солнца, она холодна и невероятно печальна.

Став достаточно известным, Баратынский окунулся в светскую жизнь. Он знакомится с Дельвигом, князем Вяземским, Кюхельбекером, Гнедичем, Жуковским. Однако, самым важным было его знакомство с Пушкиным. Пушкин чрезвычайно высоко оценивал стихи и поэмы Баратынского.

9 июня 1826 года Баратынский женится на дочери генерал-майора Л.Н. Энгельгардта Анастасии Львовне. Невеста не считалась красавицей, а, кроме того, вскоре выяснилось, что у Анастасии Львовны было серьезное психическое заболевание. Этот факт стал для Баратынского тяжелым ударом. Тем не менее, он нежно любил свою супругу и всячески старался ограждать ее от жестокостей мира.

 

Удар третий. Неистовый Виссарион

Баратынского всегда невероятно ранила критика его стихотворений. Поэзия для Евгения Абрамовича была не способом заработка (как, отчасти, для Пушкина), но единственно способом выразить то, что находилось у него в душе. Пафосное выражение "Писал кровью сердца" - оно про Баратынского.

Баратынский был одинок в литературе, у него не было сторонников, он был одинаково чужд как западникам, так и славянофилам. Его созерцательная, эскапическая позиция, в годы, когда только что отгремело восстание декабристов, когда лучшие умы нашей страны спорили о положении крестьян, демократии, будущем России, не находила понимания у интеллигенции.

В 1842 году Баратынский публикует своей последний сборник - "Сумерки", который современные литературоведы называют вершиной его творчества, и в целом, одной из вершин русской поэзии. Сборник стал революционным как по содержанию, так и по форме: Баратынский выстроил "Сумерки" таким образом, что каждое стихотворение логически вытекает из предыдущего, будучи связано с ним по смыслу. При этом, от одного стихотворения к другому, тьма вокруг читателя сгущается - он как бы погружается в сумерки.

Увы, лучший сборник Баратынского, по сути дела, стал причиной его смерти. По "Сумеркам" - сокровенному, выстраданному чаду поэта - был нанесен жестокий удар, который подкосил Баратынского.

И нанес этот удар Неистовый Виссарион - ведущий литературный критик первой половины 19-го столетия Виссарион Григорьевич Белинский.

"Казнь" Баратынского - одно из двух зловещих "преступлений", которые "инкриминируют" Белинскому современные исследователи. Второе "преступление" - "казнь" Гоголя.

Евгений Баратынский в 40-е годы. Литография Лит. А. Мюнстера. Общественное достояние.
Евгений Баратынский в 40-е годы. Литография Лит. А. Мюнстера. Общественное достояние.

Белинский, с высоты своей народовольческой колокольни, был свято убежден, что искусство должно рассказывать о страданиях народа, клеймить несправедливость, звать на баррикады и все в этом духе. Нарочитая аполитичность Баратынского, его погруженность в чистое искусство, были ему чужды. Более того, такой подход к литературе Белинский считал опасным.

Рецензия Белинского на "Сумерки" была не просто разгромной, она была злой, уничижительной и даже оскорбительной. Так, Виссарион Григорьевич заявил, что Баратынский восстает против науки и просвещения. Основанием для этого стали строки:

Век шествует путём своим железным;
В сердцах корысть, и общая мечта
Час от часу насущным и полезным
Отчётливей, бесстыдней занята.
Исчезнули при свете просвещенья
Поэзии ребяческие сны,
И не о ней хлопочут поколенья,
Промышленным заботам преданы.

 

Интересно, Есенина с его смешным жеребенком, пытающимся угнаться за поездом, Белинский тоже бы назвал врагом прогресса? Виссарион Григорьевич, очевидно, абсолютно не понял грустный и нежный посыл стихотворения Баратынского. Стихотворения о мире, из которого уходит поэзия.

В целом, рецензия Белинского намекала, что Баратынский - ничтожный поэт а-ля граф Хвостов, который не стоит ни малейшего внимания читателя.

Баратынский был тяжело ранен критикой. Он бросает писать и с семьей уезжает в Европу.

В 1844 году в Неаполе у супруги поэта Анастасии Львовны произошел очередной нервный припадок. Однако, на этот раз происходящее с женой подействовало на Баратынского сильнее, чем обычно. Внезапно он ощутил сильнейшую головную боль, потерял сознание и 29 июня 1844 года скончался. Ему было 44 года.

В наше время творческое наследие Баратынского кардинальным образом пересмотрено. Вернее, пересмотр начался еще в начале 20-го столетия, когда поэты-символисты "вдруг" обнаружили, что в русской поэзии есть тончайший лирик-философ, стоящий в одном ряду с Тютчевым, и предвосхитивший многие искания поэтов Серебряного века. В целом, с поэзией Баратынского получилось так, как он и предсказывал в одном из своих стихотворений:

 

Мой дар убог, и голос мой негромок,

Но я живу, и на земли моё

Кому-нибудь любезно бытиё:

Его найдёт далекий мой потомок

В моих стихах; как знать? душа моя

Окажется с душой его в сношенье,

И как нашёл я друга в поколенье,

Картина дня

наверх