В XV веке люди были убеждены в общей своей массе в геоцентризме, который гласил, что "в центре мироздания находится Земля, а все остальные планеты и звёзды вращаются вокруг неё". С появлением телескопов и математических моделей описания движения планет, стало ясно, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот (т.
н. "гелиоцентрическая" система мира). Но, как и любая смелая теория, гелиоцентризм встретил сопротивление традиционного общества, важную роль в котором играл институт церкви.
За итальянцем Джордано Бруно исторически закрепился образ мученика, которого инквизиция казнила за распространение учения о гелиоцентризме. Он часто представляется как герой, представитель прогрессивного научного сообщества, павший в борьбе с полным предрассудков и ханжества обществом.
На деле всё обстояло не совсем так. Джордано - имя, которое Джованни Бруно получил, когда постригся в монахи в возрасте 17 лет. В 24 года он стал священником, однако спустя несколько лет был уличен в чтении запрещённых церковью книг и вынужден был в 1571 году покинуть Италию. В то время преследования инквизицией еретиков и не-христиан набирало обороты и молодой Бруно имел все основания опасаться за свою жизнь.
В дальнейшие годы Джордано вёл бурную преподавательскую деятельность в университетах Европы - в частности, работал в Сорбонском университете в Париже и даже получил покровительство короля, который был поражен его феноменальной памятью и познаниями философии и религии.
В 1591 году, через 20 лет после вынужденной эмиграции, Джордано вернулся в Венецию для того, чтобы дать частные уроки искусства памяти местному аристократу. Аристократу же совершенно не понравились идеи, распространяемые Бруно и он обратился с доносом в инквизицию.
Дело в том, что Джордано, хоть и был глубоко религиозным человеком, но был приверженцем оккультизма, мистицизма и магии. Познакомившись с идеями Коперника о гелиоцентризме, Бруно обогатил ими свои представления о магическом описании мира и с энтузиазмом пропагандировал своим друзьям и знакомым. Научная теория Коперника была лишь одной из идей мировоззрения Джордано, который, вопреки устоявшемуся сегодняшнему образу, был скорее философом-эзотериком, поэтом, а вовсе не учёным или научным деятелем.
Инквизиция же яростно боролась с магией и оккультизмом, поэтому у молодого философа было мало шансов на спасение. Хуже всего то, что Бруно не просто пытался создать свою философию (соединяя научную космологию и оккультные практики), но подвергал сомнению и критике основные догматы церкви (что в то время было порицаемо не только самой церковью, но и обществом в целом).
В результате Джордано был признан еретиком и казнён после 6-летнего судебного процесса, т.к. в силу своего упрямства и уверенности в своей правоте, не отрёкся от своих идей. В обвинительных актах инквизиции в числе причин казни не упомянуты гелиоцентрическая система или вообще какие-либо научные идеи. Бруно действительно был казнен безжалостной системой в наказание за своё вольнодумство и радикальность философских взглядов, но это не было актом борьбы церкви с наукой или научными знаниями.
Свежие комментарии